14 версий ВАЗовской Самары: купить можно было только одну

Переднеприводное семейство ВАЗа: от 2108 до Lada Samara. Семейный фотоальбом.

Дорестайл Lada Samara

Итак, ВАЗ Лада Самара – это машины субкомактного класса B. По ширине и колесной базе, они побольше «классики», но меньше «Лады Приоры».

За характерный профиль передней части, дорестайловые «Самары» в народе прозвали «зубилами». Также они известны, как «девятое семейство» и «переднеприводные ВАЗы». По сути, все они – это варианты кузова, одной и той же модели – давайте их сейчас рассмотрим.

Лада 2108

3-дверный хэтчбэк ВАЗ-2108 (в народе просто «восьмерка») – увидел свет первым, и выпускался в Тольятти с 1984 по 2002 год.

  • Lada Samara ВАЗ-2108
  • Lada Samara ВАЗ-2108

3-дверка не отличается практичностью – это точно НЕ семейный автомобиль, а скорее спортивный и молодежный. Поскольку ее внешний вид и дешевизна к этому располагают, «восьмерка» часто становится жертвой для тюнинга и машиной для гонок.

Лада 2109

К 1987 году АвтоВАЗ напрягся и выпустил более практичную 5-дверную версию, которая получила индекс ВАЗ-2109, а в народе ее называют просто «девятка».

  • Lada Samara ВАЗ-2109
  • Lada Samara ВАЗ-2109

«Девяточка» позволяет удобно передвигаться впятером, поэтому она стала еще популярнее «восьмерки». Кроме боковых дверей и отделки салона, 5-дверка ничем не отличается от 3-дверки – багажник объемом 330л, а также дверь багажника на обоих версиях полностью одинаковые. Именно на “девятке” ВАЗ-21093i, в 1994 году, появился первый инжекторный двигатель АвтоВАЗа – 1.5л 77лс (модель 2111).

Выпуск Лады 2109 в Тольятти продолжался с 1987 по 2006 год. После этого, еще до 2011 года сборка «девятки» из поставляемых ВАЗом машинокомплектов велась на заводе ЗАЗ в Украине.

Лада 21099

Тем временем, к 1990 году на АвтоВАЗе созрела и Lada Samara в кузове седан, которую нарекли номером ВАЗ-21099, а в народе прозвали «девяносто девятая» или просто «99». Этот седан собирали в Тольятти до 2004 года, а дальше сборка машино-комплектов выполнялась на украинском ЗАЗе, до 2011 года.

  • Lada Samara
  • Lada Samara

Само собой, «99-ка» получила все преимущества седана

  • заднее стекло здесь всегда чистое
  • при открытом багажнике, задним пассажирам не дует
  • объем багажника вырос до 400л

В то же время, седан прибавил +20см в длину, а удобство погрузки, в сравнении с хэтчбэками, здесь немного снизилось.

  • Lada Samara“короткое крыло” на “восьмерке”
  • Lada Samara“короткое крыло” на “девятке”
  • Lada Samara“низкая панель”

Выбирая дорестйловую «Самару», надо знать, что изначально, «восьмерка» и «девятка», выпускались с «коротким крылом» и пластиковой мордой, а также с «низкой панелью» в салоне.

  • Lada Samara "99-я" сразу вышла с длинным крылом
  • Lada Samara - салон с "высокой панелью"
  • Lada Samara - "восьмерка" с "длинным крылом"
  • Lada Samara - "девятка" с "длинным крылом"

В 1990 году, седан ВАЗ-21099 сразу вышел в новом дизайне – с «длинным крылом» и «высокой панелью», а вскоре, эти изменения получили и хэтчбэки. «Низкая панель» – считается лучше, потому что зимой она теплее, печка в ней работает лучше, плюс она не так досаждает скрипами и дребезжанием. С «высокой панелью», печка работает не так эффективно, поэтому в салоне зимой холоднее. Кроме того, «высокая панель» очень сильно скрипит, поэтому многие меняют ее на «низкую» или даже на «европанель» – от рестайлинговой «пятнашки», о которой я расскажу ниже.

Моторы Дорестайла

На дорестайловые «зубилы» ставилось 5 двигателей

  • 1.1л 54лс карб (модель ВАЗ-21081)
  • 1.3л 64лс карб (модель ВАЗ-2108)
  • 1.5л 69лс карб (модель ВАЗ-21083)
  • 1.5л 77лс инж (модель ВАЗ-2111)
  • 1.6л 81лс инж (модель ВАЗ-21114/11183)

Родоначальником всего моторного семейства стал двигатель 1.3л (модель ВАЗ-2108), остальные – это его потомки, поэтому все они похожи. У них крепкий, ремонто-пригодный чугунный блок цилиндров, одновальная алюминиевая ГБЦ на 8 клапанов, без гидрокоменсаторов. Регулировка зазоров клапанов на всех моторах «Самары» по регламенту выполняется через каждые 45 ткм пробега. Регламент замены ремня ГРМ – каждые 75 тысяч, но желательно менять ремешок почаще, особенно на моторах 1.1л и 1.3л, где обрыв ремня ведет к последствиям.

Можно сказать, все моторы «Самары» получились удачными, у них нет явных конструктивных просчетов, они достаточно ресурсные и долговечные. И все-таки у версий 1.1л и 1.3л есть свои нюансы, поэтому, скажу так, друзья: если покупаете «Самару» – лучше берите с моторами 1.5 или 1.6, сейчас объясню почему.

Дело в том, что двигатель 1.3л 64лс (модель ВАЗ-2108) и его производные 1.1л (модель ВАЗ-21081) и 1.5л (модель ВАЗ-21083) были первыми вазовским моторами на ременном приводе ГРМ. По сути, ВАЗ обкатывал на них технологию ременного привода, поэтому ремень здесь не очень долговечен и зачастую рвется раньше срока.

  • Двигатель 1.3л 64лс (модель ВАЗ-2108)
  • Двигатель 1.1л 54лс (ВАЗ-21081)

При этом, на моторах 1.3л и 1.1л обрыв ремня ведет к «армагедону» – ГНЕТ клапана, с последующим дорогим ремонтом. И только, начиная с версии 1.5л 69лс (модель ВАЗ-21083) конструкторы на ВАЗе сделали выемки на поршнях, благодаря которым, обрыв ремня мотору больше не страшен.

Двигатель 1.5 69лс (модель ВАЗ-21083)Двигатель 1.5 69лс (модель ВАЗ-21083)

Из трех первых моторов «Самары», двигатель 1.5 – самый тяговитый, а версии 1.1 и 1.3 заметно слабее, но не дают весомой экономии топлива. Поэтому, смысла, покупать «зубило» с моторами 1.1 и 1.3 я не вижу.

Карбюратор

Важно также, что первые три мотора Лады Самары были карбюраторными. То есть, покупая машину с таким двиглом, следует понимать, что вам придется регулярно заниматься их обслуживанием. Карбюратор «Солекс» на «зубилах» довольно чувствительный к загрязнению, его приходится время от времени чистить, а иногда ремонтировать и настраивать. Если заниматься этим вы не планируете – покупайте машину с инжекторным мотором, о которых речь пойдет ниже.

Кроме того, нельзя забывать, что ресурс любого «вазовского» мотора с карбюратором, существенно ниже, чем с инжектором, по причиние плохой герметичности фильтрующего элемента. Слабое уплотнение в круглом металлическом корпусе воздушного фильтра, пропускает больше пыли, она попадает в цилиндры и мотор изнашивается быстрее, буквально за 150, максимум 200 тысяч км.

Двигатель 1.5 77лс (модель ВАЗ-2111)

Первый инжекторный двигатель 1.5 77лс (модель ВАЗ-2111) на «Самары» начали ставить с 1994 года. Этот агрегат удался на славу – он поднял надежность и долговечность «девятого семейства» на новую высоту. Круто, что у него тоже есть выемки на поршнях и при обрыве ремня он НЕ гнет клапана.

Двигатель 1.6 81лс (модель ВАЗ-21114/11183)

Следующий инжекторный мотор 1.6 81лс (модель 21114/11183) ставили на «Самары» с 2007 года. К тому времени производство дорестайлинговых «зубил» в Тольятти уже было свернуто, но до 2011 года их еще собирали на украинском заводе ЗАЗ. Таким образом, этот двигатель можно встретить на дорестайловых «Самарах» украинской сборки. Этот мотор, тоже довольно удачный, с хорошим ресурсом, еще более тяговитый на низах, а при обрыве ремня ГРМ, клапана он тоже НЕ гнет.

Есть два важных момента по обслуживанию моторов «зубил». Во-первых, все движки здесь имеют ремень в приводе ГРМ, который, по регламенту, нужно менять через 75 тысяч км.пробега. На деле же, ремни НЕ всегда выхаживают свою норму, поэтому лучше перестраховаться и менять ремень уже через 30-40 тысяч. Это особенно важно на младших моторах 1.1л и 1.3л, потому что при обрыве ремня они гнут клапана и выходят из строя.

Второе – это регулировка клапанных зазоров в механизме ГРМ. Настройка здесь выполняется стальными шайбами и делать ее, по регламенту, предписано через каждые 45 ткм. Это не так строго, как с ремнем ГРМ, внезапно двигатель не умрет, но чтобы клапана не прогорели, нужно все-таки, раз в 40-50 тысяч измерять зазоры, и если какой-то клапан зажат – регулировать его.

С младшими моторами 1.1 и 1.3л ставили 4-ступенчатую КПП, а начиная с 1.5 – только 5-ступки. Несмотря на то, что коробки «Лады Самары» были первыми «вазовскими» переднеприводными трансмиссиями, называть их неудачными – нельзя. Они достаточно выносливы и долговечны, но от больших пробегов и недостатка смазки, они все-таки умирают.

Первым, чаще всего, выходит из строя синхронизатор 2-й передачи, затем возникают проблемы с задней и 5-й передачей, а в худшем случае передачи будут хрустесть при включении и даже вылетать. Поэтому во время тест-драйва, проверяйте коробку внимательно. Основной причиной износа здесь является течь масла через сальники, а в результате – масляное голодание. Покупая старую машину, обязательно, осматривайте ее снизу на предмет масляных пятен.

Первая переднеприводная подвеска, получилась у инженеров ВАЗа сбалансированной и прочной. Она высокая, энергоемкая, хорошо переносит наши дороги, но при этом устойчива на скорости, хотя и довольно валкая в поворотах. Спереди подвеска здесь – независимая, стойки МакФерсона, сзади – полузавимая, скручиваемая балка. Простенькие тормоза со своей задачей справляются: спереди – дисковые, сзади – барабаны. Дорожного просвета в 16см «Самарам» тоже хватает в большинстве ситуаций.

Кузов на «зубилах», по сравнению с «Жигулями», стал лучше, но о какой-то безопасности в нем, все равно говорить не приходится. В плане стойкости к коррозии, кузов на «Самарах» мало отличаются от «классики» – стоит только оставить его без внимания и он за несколько зим проржавеет до дыр.

Салон «девятого семейства» тоже НЕ сильно комфортнее «Жигулей». Хоть места спереди и прибавилось, но кресла здесь не очень удобные и для дальних поездок не располагают.

04

04

Образец из запасников музея «Порше». Немецкая фирма в рамках проекта «Гамма» помогала в доводке двигателя, трансмиссии, управляемости, усиления кузова.

Для поддержания спроса зарубежные импортеры облагораживали кузов пластиковыми накладками. Часть таких автомобилей в перестройку вернулась на родину, послужив примером и дав старт отечественному кооперативному тюнингу.

Неутомимый французский дилер «Лады» Жан-Жак Пок построил версию «Лада-Самара Т3» для ралли Париж — Дакар. Кузов с пространственной рамой и кевларовыми панелями, лишь слегка похожий на «восьмерочный», надели, по сути, на полноприводное шасси «Порше-964» с 3,6-литровым 300-сильным мотором.

Второй вариант панели приборов «самар». Так называемая высокая панель (прежнюю тут же прозвали низкой) хоть и была богаче, но многим не нравилась из-за гремучести и худшего подвода воздуха в салон.

«Восьмерки» уже в середине 1980-х стали широко использовать в ралли и кольцевых гонках. В 1985 году в Тольятти построили прототип «ВАЗ-2108 ралли 4×4». Мотор полноприводного автомобиля был расположен за сиденьями в базе и развивал 150 л.с.

Первые ВАЗ-2108 с именем «Спутник» пошли в продажу в 1984-м. Банальное название, ясное дело, не прижилось. Более звучную альтернативу «Самара» вначале применяли только для экспортной продукции. Ну а в народе машина с клиновидным кузовом и грубоватым «клювом» быстро получила прозвище «зубило».

Нельзя сказать, что салон «Самары 2» очень изящен, но для недорогой теперь машины был вполне приемлемым.

Из главы «Неизданное»: прототип «восьмерки» с кузовом тарга (съемная средняя часть крыши).

Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!

За рулем на Яндекс.Дзен

Лада Самара: технические характеристики, цены и комплектации. Обзоры всех модицикаций «Samara» с фотографиями.

Lada Samara – семейство бюджетных легковых автомобилей «малого класса» (по европейский меркам это «B» сегмент). Первый представитель этого семейства вышел в 1984 году, а последний покинул конвейер в 2014 году.

В данной рубрике размещены подробные обзоры всех поколений и вариантов исполнения Лада «Самара» с их фотографиями. Указаны все технические характеристики и параметры (двигателей и КПП, расход топлива, максимальная скорость и динамика, размеры и клиренс…) каждой рассматриваемой Лады «Самары», а так же цены на вторичном российском рынке.

Lada Samara Volante

Lada Samara Volante

Источник:

Первые машины, еще с коротким крылом, за рубежом меняли, как правило, не сильно. Характерный пример: версия «восьмерки» — Volante, которую в Австралии позиционировали, кстати, как спортивный хэтчбек. Помимо дисков колес и красной полосы по борту, австралийцы ставили сзади лишь небольшой спойлер.

VIP-объявления

160 000 

147 000 км, 1.6 MT (81 л.с.), хетчбэк, передний, бензин

Свердловская область, Каменский г.о., пос. городского типа Мартюш

109 000 

85 859 км, 1.6 MT (80 л.с.), седан, передний, бензин

63 999 

160 000 км, 1.5 MT (77 л.с.), хетчбэк, передний, бензин

Ярославская область, Ярославль

53 000 

144 000 км, 1.6 MT (80 л.с.), седан, передний, бензин

Вечный Учёт. Ваз 2114. 2007 Год Птс Оригинал, Вылетает Вторая, Нужно Заменить Пару Датчиков Обороты Плавают, НУ И Впринципе Чуть Позаниматься Машиной, Акб Слабый. А Так На Полном Ходу. Цена Окончательная! Без Глупых Вопросов Все Написанно.

Краснодарский край, Кавказский р-н, Кропоткинское городское поселение, Кропоткин

140 000 

190 000 км, 1.6 MT (81 л.с.), хетчбэк, передний, бензин

Автомобиль в отличном состоянии, как технически, так и внешне, кузов ровный, рыжиков нет. Двигатель масло не берет, едет бодро, коробка передачи не выбивает. Чистый не прокуренный салон, магнитола с блютюз, 2 электро-стеклоподъемника, бортовой компьютер, центральный замок, с автомобилем отдаю хорошую летнюю резину на дисках. Автомобиль юридически чистый, Курский учет.

155 000 

122 000 км, 1.6 MT (90 л.с.), хетчбэк, передний, бензин

В прекрасном состоянии. Очень красивая, практически без рыжиков. Последние 6 лет в одних руках. Двигатель масло не расходует, кпп отлично без хрустов без шумов, нигде ничего не течёт. Антифриз поменян. Аккумулятор в морозы заводил легко. Салон не затёрт, пластик не выгоревший. Лобовое без трещин и без сколов. По электрике все работает все горит. Музыка.ЦЗ.Птф.Стеклоподъемники (очень мощные не как на 14).Отличная зимняя резина.Бесшумные замки дверей.Распорка задних стоек.Торг аргументированный приветствуется.

Республика Татарстан, Менделеевский р-н, Менделеевск

Lada Samara GLS из Франции

Lada Samara GLS из Франции

Источник:

Примером более серьезного обвеса стала французская Lada Samara GLS, тоже еще на базе «короткокрылой» Самары. Кстати, чаще всего зарубежные дилеры начинали с того, что убирали характерный для ранних машин «клюв», от которого вскоре отказался и сам завод.

Lada Natacha бельгийскоего производства

Lada Natacha бельгийскоего производства

Источник:

Под незамысловатым именем Lada Natacha такие машины стали делать мелкосерийно. С 1990 по 1996 год изготовили 456 «Наташ». Часть из них поклонники Самар в перестроечные времена привезли на родину.

Технические характеристики

Независимый дизайнер не сообщил, какие двигатели может получить такая версия ВАЗ-2115 2021-2022. Но вероятнее всего, автомобиль позаимствует моторную гамму у своего предшественника. То есть седан может получить 1,6-литровый «атмосферный» агрегат, который недавно пережил очередную модернизацию. Благодаря ей мощность базовой версии мотора была доведена до 90 л.с., а его более дорогая модификация выдает прежние 106 л.с. Сочетается данный двигатель с механической КПП.

Lada Samara от экспортера Deutsche Lada

Lada Samara от экспортера Deutsche Lada

Источник:

Компания Deutsche Lada предлагала в Западной Германии несколько собственных вариантов Самар. В том числе — и относительно мало перелицованные автомобили, но многие — с врезанными в крышу тогда очень модными люками.

Lada Samara 1500SLX, Великобритания

Lada Samara 1500SLX, Великобритания

Источник:

Примерно то же самое делали с Ладами и в Британии. Только на топовых версиях, в частности 1500SLX и 1500GLX, еще и красили в цвет кузова бамперы, а заодно делали накладки на пороги. Британский автомобильный историк Энди Томпсон назвал такой британский вариант «наименее безобразным».

Расходы на Lada Samara

Низкая долговечность и надежность «Самар», компенсируется доступностью расходников и запчастей – магазины с деталями в наличии, есть практически везде. Ну а если посмотреть в интернет-магазинах, то цены просто копеечные (июл 2020):

Поскольку даже самые мощные моторы на «Самарах» укладываются в 100лс, то страховка и налог здесь тоже обходятся вполне бюджетно. Например, ОСАГО в Москве, для опытного безаварийного водителя, с учетом мощности до 100лс стоит в 2020 году 4 348р. А транспортный налог в Москве, на топовый мотор 98лс составляет в 2020 году 1176р.

Что касается цен, то в 2020 году, за 100 тр можно взять отличную «Самару», пусть и не самого последнего года. Варианты вдвое дешевле, будет иметь серьезные недостатки, а машина в отличном состоянии, да еще и свежего года, наоборот – может стоить все 150 и даже 200 тысяч.

Безусловно, у «Лады Самары», в ее размерном, ценовом и возрастном сегменте, есть свои конкуренты, к которым тоже стоит присмотреться:

  • Десятое семейство
  • Daewoo Nexia
  • Лада Калина
  • Chevrolet Lanos

А в заключение, давайте еще раз перечислим преимущества и недостатки «Лады Самары»

Плюсы

  • Ликвидность на вторичке
  • Энергоемкая и живучая подеска
  • Дорожный просвет и проходимость
  • Быстроходная, экономичная и неплохо держит дорогу
  • Простота ремонта, доступность запчастей

Минусы

  • Кузов стремительно ржавеет
  • Низкое качество сборки и запчастей
  • Скрипучий салон, особенно с «высокой панелью»
  • Слабая шумка
  • Неудобная посадка, низкий уровень комфорта

Эти машины подойдут для небольших поездок, в пределах 50-100 км. Они прекрасно чувствуют себя на шоссе в любую погоду, а «посуху» позволяют ездить и по бездорожью. Это удачный вариант на роль первой машины – многие покупают «Самару» чтобы научиться ездить. Семейные люди, обычно делают ставку на практичность 5-дверки и седана, а молодежь чаще выбирает спортивный и динамичный 3-дверный хэтчбек.

Лично мне, друзья, «Лада Самара» всегда нравилась, и я считаю, что при наличии суммы около 100 тысяч рублей, это один из лучших вариантов.

И вот, кстати, небольшое видео про Самару. Приятного просмотра!

Июль 2020 г.

© Kak-Kupit-Auto.ru

Сроки выхода на рынок

Компания «АвтоВАЗ» официально отправила Ладу Самара в историю. Волжский автозавод не планирует возвращать данное семейство на рынок. Об этом свидетельствует недавно опубликованная информация с перечнем названий для будущих моделей «АвтоВАЗа». Самары в данном списке нет. Автор: Федор Аверьев

Lada Samara фирмы Konela

Lada Samara фирмы Konela

Источник:

Финский тюнинг ВАЗ-21093 тоже включал люк в крыше. Такие машины предлагал местный дилер советских автомобилей — компания Konela.

Канадский кабриолет Lada Samara

Канадский кабриолет Lada Samara

Источник:

Своя версия кабриолета на базе ВАЗ-2108 существовала и в Канаде. Причем практически без изменения деталей заводского кузова — фонарей, арок колес, порогов, даже бамперов. В бамперы лишь вмонтировали обязательные в Канаде и США боковые фонарики.

Lada Samara Baltic

Lada Samara Baltic

Источник:

Единственная западная версия, которую у нас можно было купить новой, — Lada Samara Baltic. Да и то — по некоторому стечению обстоятельств. Автомобиль, также известный у нас как «евро-Самара», производили на заводе Valmet в Финляндии, сотрудничавшем в разное время с несколькими компаниями. В частности, там делали кабриолеты SAAB и Audi. Финские «девятки» предназначали вовсе не нам, а покупателям Западной Европы. Машины отличала окраска, иные колеса, шины, сцепление, некоторые другие элементы. Но ажиотажного спроса на такие Лады в Европе не было, поэтому часть и ввезли в Россию. Выпуск вели с 1996 по 1998 годы.

Источник:

Ссылки по теме:

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...