Что такое фрикционы АКПП и как они работают

Что такое фрикционы АКПП и как они работают. Эти элементы важны при включении и передачи крутящего момента. Износ фрикционных дисков приводит к нарушению работы передач АКПП

Устройство фрикционов АКПП

Опытным автовладельца хорошо знакома механическая коробка передач. Роль сцепления в ней выполняет корзина и диски. В АКПП эту же роль выполняют фрикционные диски, установленные в планетарный редуктор.

Устройство

На каждом планетарном редукторе находится пакет фрикционов. Фрикционы бывают двух типов:

  • бумажные. Они состоят из бумаги. Устанавливались на старые автоматы. Сейчас почти не используются;
  • стальные. Это полностью стальной диск. На автоматах прошлого века стальной и бумажный диски шли вместе.

Такие фрикционы постоянно горели и выходили из строя. Ближе к началу двадцать первого века производитель заменил эти диски на цельные. Теперь с одной стороны фрикцион имел стальную поверхность, а с другой накладывалась бумажная прокладка. Такие диски назывались двусторонними. Односторонними называются те, которые состоят полностью из стали.

В наше время и последние бумага на фрикционах почти не используется. Теперь ее заменили на графитовое напыление. Графит сам по себе термоустойчивый материал. Поэтому он защищает фрикционы от перегрева и разрушения.

Графитовое напыление используется на мягких или двухсторонних фрикционных дисках. Затем идет стальной. Таким образом диски набираются по несколько чередующихся элементов. На языке механиков это называется пакет.

Внимание! Фрикционы занимают второе место среди расходных материалов, которые быстро изнашиваются. На первом месте прорезиненные и резиновые материалы: сальники муфты АКПП, уплотнители, прокладки поддона.

Двусторонние фрикционы различаются по наружному диаметру и количеству зубьев. Они находятся в постоянном движении. У стальных – размер определяется по внутреннему диаметру.

А вы определяли размеры стальных дисков, когда покупали для замены и как это делали?

Фрикционы способствуют изменению передачи АКПП. Как это происходит вы узнаете из следующего блока.

Общая информация

Суть работы фрикционного тормоза катушки — тормоз настраивается на определенное усилие, путем вращения соответственного регулятора. Допустим, если шнур или леска выдерживает 7 кг (именно выдерживает, а не на шпуле написано), то фрикцион настраивают примерно на 4-5 кг. Тогда, в случае если засеченная крупная рыба совершит рывок с усилием, равносильным, скажем 10 кг — леска не порвется, как этого следовало бы ожидать. Сработает фрикционный тормоз и шпуля начнет вращаться под действием рывка рыбы, отдавая ей леску. Вот для этого-то и наматывают на катушки по сто и более метров лески. Надо же что-то отдавать рыбе при рывках. Для вываживания на обширном водоеме большого сома или щуки — такой запас, в самый раз.

Источник: http://nissan-wiki.ru/poleznoe/sgoreli-frikciony-v-akpp.html

Принцип работы фрикционных дисков

Работа фрикционных дисков АКПП заключается в подаче крутящего момента на колеса транспортного средства. Каждый фрикцион установлен на солнечную шестерню. А последних здесь столько, сколько передач в АКПП.

Принцип работы

Все солнечные шестерни собраны в одной конструкции. Одну такую конструкцию можно увидеть в четырехступенчатых или пятиступенчатых автоматах. В шестиступенчатых же может быть установлено два планетарных механизма, каждый из которых имеет по три передачи.

Принцип работы фрикционных дисков заключается в следующей процедуре:

  1. Пока транспортное средство стоит, фрикционы разжаты и свободно вращаются.
  2. При включении первой передачи, масло попадает из гидроблока по специальным каналам на диск и создает давление на него.
  3. Диски с зубьями прижимаются друг к другу.
  4. Барабан, в котором происходит процесс, передает 100 процентов крутящего момента на шестерню.

Запускается тот пакет с дисками, который отвечает за первую передачу. Вторая, третья и четвертая передача запускает соответствующие этому числу пакеты.

Внимание! Замыкает все это шествие барабан торможения, он тормозит один из комплектующих планетарной передачи. Раньше роль торможения одной передачи и переключения на вторую выполняли тормозные ленты. Сейчас же используется еще один пакет фрикционов. Он так и называется: тормозной пакет.

Вам понятны устройства и функции фрикционов АКПП? Напишите «да» или «нет» в комментариях, а мы постараемся ответить на возникшие вопросы. Если все понятно, то мы только рады. Теперь перейдем к описанию жизненного ресурса фрикционов.

Устройство

Фрикционы делятся на следующие типы:

  • Односторонние. Такие устройства с одной стороны стальные, а с другой имеется специальная накладка. Обычно эти фрикционы можно встретить в старых АКПП.
  • Двухсторонние. Считаются наиболее популярными элементами. Для их изготовления используют прочный металлический сплав. Благодаря впитыванию масла накладками, выполняется эффективный тепловой отвод от дисков, которые в рабочем состоянии активно нагреваются. Такие накладки могут быть изготовлены из различных материалов, но чаще всего производители отдают предпочтение графитовому волокну. Это обусловлено его возможностью на протяжении длительного времени сохранять рабочие особенности. Помимо поглощения тепла, данные накладки даже во время воздействия экстремальной температуры не пригорают. Помимо этого, графитовые накладки продлевают срок службы дисков.

Важно отметить, что купить накладки водитель может самостоятельно и установить их без какой-либо посторонней помощи.

Фрикционы внутри АКППФрикционы, расположенные внутри АКПП Nissan

Диски делятся также на металлические и мягкие. Первые сцепляются с корпусом коробки автомат, а вторые осуществляют вращение одновременно с шестернями. Для второго вида раньше применяли прессованный картон, но сейчас больше используют графитовой напыление.

Ресурс фрикционных дисков

Срок эксплуатации фрикционов производителем устанавливается на 150 000, 200 000 километров пробега. Однако фрикционные кольца имеют особенность сгорать раньше. Так происходит из-за обычного недосмотра и невнимательности автовладельца.

Ресурс

Даже опытному механику механический износ фрикциона АКПП бывает сложно определить. Это трудно сделать не вскрывая автомат. Так как компьютер и сканер не показывают на сколько изношены зубья фрикционов.

Часто я делаю выводы методом исключения.

  1. Если автомат начинает пинаться или толкаться, то меняю масло полностью, фильтрующее устройство, проводу диагностику АКПП.
  2. Если сканер не определяет ошибок, а транспортное средство продолжает двигаться, поставленное на «нейтраль», то это значит, что проблема в фрикционах. Они износились, зубья сточены.

Вы скажете, что 200 000 тысяч – это долгий срок, а фрикционные диски у меня стачиваются быстрее. Так все в том, что возможно вы не доливали или не меняли масло в АКПП. В следующем блоке я опишу причины, по которым фрикционы горят быстрее, чем это указано производителем.

Виды фрикционных тормозов

Существует два типа фрикционных тормозов у безынерционных катушек:

  • передний
  • задний

Оба имеют право на жизнь и активно используются как в фидерной и карповой ловле, так и в спиннинге или в любом другом способе ловли. Тем не менее оба эти фрикционных тормоза отличаются друг от друга как с технической точки зрения, так и в удобстве использования в разных способах ловли.

Типы фрикционных тормозов

Передний фрикцион больше подходит для спиннинговой ловли (чаще ультралайта).

Он более чувствителен, чем задний фрикцион и лучше покажет себя в ультралайтовой ловле, тогда как задний фрикцион, возможно, не среагирует на очень тонкую настройку и резкие рывки мелкой рыбы. Но у переднего фрикциона также есть недостаток — его менее удобно регулировать во время вываживания рыбы. Значительно проще повернуть рукоять заднего фрикциона, нежели переднего.

Задний фрикционный тормоз чаще используется в фидерной, карповой, троллинговой ловле.

Задний фрикцион менее чувствителен, чем передний, но на крупной рыбе и более тяжелых снастях высокая чувствительность и не нужна. Поэтому любой из способов ловли, где используются монолески толще 0.2 мм в диаметре вполне могут использовать задний фрикцион и никаких проблем с чувствительностью не будет.

Источник: http://nissan-wiki.ru/poleznoe/sgoreli-frikciony-v-akpp.html

Причины выхода из строя фрикционов

Причины, по которым сгорают фрикционы, редко у кого бывают просто возрастными. В основном к ним относятся:

Поломка

  • недостаток смазывающего средства в АКПП. Фрикционы постоянно крутятся и взаимодействуют с другими дисками в масляной среде. Но при недостатке смазки, они оказываются на воздухе. Жидкость их больше не может защитить от трения на сухую, что приводит к быстрому стачиванию зубьев;
  • грязное ATF масло в АКПП. Если смазку не менять вовремя, то продукты износа разносятся по всей коробке. Они встречаются с стальными дисками и попадают между зубьев во время их работы. Это тоже влияет на быстрый износ дисков;
  • недостаточная сила зажатия тоже может выводить из строя фрикционные диски. Этот процесс происходит из-за недостаточного давления. А последнее из-за загрязненного гидроблока или вышедшего из строя клапана соленоида.

Некачественная жидкость, пробуксовки при застревании на грунтовых дорогах, холодные старты в зимнее время, таскание на своем автомобиле других транспортных средств, порой превышающих размеры самого авто – все это сказывается на АКПП и ускоряет износ фрикционных дисков.

Поэтому за АКПП, как и за любым другим механическим устройством нужно следить и ухаживать.

Проверка зазора фрикциона АКП

Требуются специальные инструменты

Приспособление для монтажа компрессора фрикциона ( 07ZAE-PRP0100)
1.

Проверьте поршень сцепления, диски, пластины, и упорную пластину на износ и повреждения, и проверьте волнистую пластину сцепления, если необходимо.
2. Установите волнистую пружину (А) в барабан фрикциона 1-й передачи (В). Начав с волнистой пластины фрикциона, чередуя устанавливайте волнистые пластины (С) (6) и диски (D) (6). Установите упорную пластину (Е) фрикциона, плоской стороной вниз на верхний диск.
3. Установите поршни фрикционов во 2-й, 3-й, 4-й и 5-й барабаны. При проверке не устанавливайте уплотнительные кольца.
4. Установите волнистую пружину (А) в барабан фрикциона 2-й передачи (В). Начав с плоской пластины фрикциона, чередуя устанавливайте плоские пластины (С) (4) и диски (D) (4). Установите упорную пластину (Е) фрикциона, плоской стороной вниз на верхний диск.
5. Установите волнистую пружину (А) в барабан фрикциона 4-й передачи (В). Начав с плоской пластины фрикциона, чередуя устанавливайте плоские пластины (С) (4) и диски (D) (4). Установите упорную пластину (Е) фрикциона, плоской стороной вниз на верхний диск.
6. Установите волнистую пружину (А) в барабан фрикциона 3-й передачи (В). Начав с волнистой пластины фрикциона, чередуя устанавливайте волнистые пластины (С) (4) и диски (D) (4). Установите упорную пластину (Е) фрикциона, плоской стороной вниз на верхний диск.
7. Установите волнистую пружину (А) в барабан фрикциона 5-й передачи (В). Начав с волнистой пластины фрикциона, чередуя устанавливайте волнистые пластины (С) (4) и диски (D) (4). Установите упорную пластину (Е) фрикциона, плоской стороной вниз на верхний диск.
8. Установите стопорное кольцо при помощи отвертки, чтобы закрепить упорный диск фрикциона.
9. Установите стрелочный индикатор (А) на упорную пластину фрикциона (В).
10. Установите стрелочный индикатор на ноль, при прижатой к стопорному кольцу (С) упорной пластине.
11. Опустите установочную пластину вниз, предварительно отпустив ее, и установите на нее специальный инструмент.
12. Для 1-й, 3-й и 5-й передачи: Приложите к специальному инструменту вертикальное усилие 150-160 Н (15-16 кгс) (В), и считайте показания стрелочного индикатора (С). Показания индикатора соответствуют зазору (D) между упорной пластиной и верхним диском (Е). Проведите измерения в трех точках и используйте средний результат.
13. Для фрикционов 2-й и 4-й передачи: Приложите к специальному инструменту вертикальное усилие 39 Н (4 кгс) (В), контролируя по динамометру, и считайте показания стрелочного индикатора (С). Показания индикатора соответствуют зазору (D) между упорной пластиной и верхним диском (Е). Проведите измерения в трех точках и используйте средний результат. 1,62-1,82 мм
Фрикцион 2-ой передачи: 0,7-0,9 мм
Фрикцион 3-ей передачи: 0,93-1,13 мм
Фрикцион 4-ой передачи: 0,7-0,9 мм
Фрикцион 5-ой передачи: 0,93-1,13 мм
14. Если зазор фрикционов 1-й, 3-й, или 5-й передачи выходит за установленные пределы, подберите новую упорную пластину по следующей таблице: УПОРНЫЕ ПЛАСТИНЫ ФРИКЦИОНА 1-Й ПЕРЕДАЧИ 22551-RPC-003 2,1 мм
2 22552-RPC-003 2,2 мм
3 22553-RPC-003 2,3 мм
4 22554-RPC-003 2,4 мм
5 22555-RPC-003 2,5 мм
6 22556-RPC-003 2,6 мм
7 22557-RPC-003 2,7 мм
8 22558-RPC-003 2,8 мм
9 22559-RPC-003 2,9 мм

УПОРНЫЕ ПЛАСТИНЫ ФРИКЦИОНОВ 3-Й и 5-Й ПЕРЕДАЧ

Метка Номер детали Толщина
1 22561-RPC-003 2,1 мм
2 22562-RPC-003 2,2 мм
3 22563-RPC-003 2,3 мм
4 22564-RPC-003 2,4 мм
5 22565-RPC-003 2,5 мм
6 22566-RPC-003 2,6 мм
7 22567-RPC-003 2,7 мм
8 22568-RPC-003 2,8 мм
9 22569-RPC-003 2,9 мм
15. Если зазор фрикционов 2-й или 4-й передачи выходит за установленные пределы, снимите упорную пластину фрикциона и проверьте ее маркировку. Выберите новую упорную пластину фрикциона из следующих таблиц, используя маркировку старой; используйте таблицу пластин AC-AL с маркировкой старой между AC и AL, и используйте таблицу пластин AM-AV с маркировкой старой между AM и AV. УПОРНЫЕ ПЛАСТИНЫ ФРИКЦИОНОВ 2-Й и 4-Й ПЕРЕДАЧИ Пластины AC-AL 22551-RPC-004 2,1 мм
AD 22552-RPC-004 2,2 мм
AE 22553-RPC-004 2,3 мм
AF 22554-RPC-004 2,4 мм
AG 22555-RPC-004 2,5 мм
AH 22556-RPC-004 2,6 мм
AJ 22557-RPC-004 2,7 мм
AK 22558-RPC-004 2,8 мм
AL 22559-RPC-004 2,9 мм

Пластины AM-AV

Метка Номер детали Толщина
AM 22561-RPC-004 2,1 мм
AN 22562-RPC-004 2,2 мм
AP 22563-RPC-004 2,3 мм
AQ 22564-RPC-004 2,4 мм
AR 22565-RPC-004 2,5 мм
AS 22566-RPC-004 2,6 мм
AT 22567-RPC-004 2,7 мм
AU 22568-RPC-004 2,8 мм
AV 22569-RPC-004 2,9 мм
16. Установите новую упорную пластину фрикциона и снова измерьте зазор. Если после установки новой самой толстой упорной пластины зазор выходит за допустимые пределы, замените диски и пластины фрикциона.

Источник: http://toyota-chr2.ru/sovety/frikciony-akpp.html

Первая помощь АКПП при повреждении фрикционов

Если автовладелец почувствовал, что фрикционы АКПП неисправны, то необходимо сразу обратиться в ближайший сервис-центр. Желательно вызвать эвакуатор и доехать на нем до СТО. Так как дальнейшая работа автомата приведет к капитальному ремонту коробки.

Первая помощь

Признаки неисправности фрикционных дисков коробки-автомат следующие:

  • толчки, которые водитель ощущает при переключении скоростей;
  • появление металлических звуков в АКПП при работающем моторе;
  • водитель чувствует горелый запах масла при проверке уровня и вообще из-под капота;
  • пропадает движение назад, транспортное средство может двигаться только вперед;
  • передачи водитель не может переключить быстро, как он это делал ранее.

При появлении этих симптомов нужно как можно быстрее купить пакет фрикционов, масло для замены смазывающей жидкости, фильтрующее устройство АКПП. Затем приступить к разборке автомата и замене фрикционных дисков.

Производители фрикционов:

  • BorgWarner
  • Dynax
  • Exedy
  • Alto

Кстати некоторые из производителей неоригинальных фрикционов являются официальными поставщиками запчастей для АКПП на конвейеры.

Замена фрикционных дисков своими руками

Замену фрикционов на АКПП можно сделать самому или в сервис-центре. Если вы понимаете и имеете представление о работе АКПП, то можете сделать это у себя в гараже. Принцип замены своими руками следующий:

Замена

  1. Прогрейте коробку-автомат до рабочей температуры.
  2. Установите автомобиль на яму или эстакаду.
  3. Слейте смазывающую жидкость из АКПП.
  4. Снимите поддон и фильтр.
  5. С помощью напарника полностью демонтируйте автомат и выньте его из машины.
  6. Разберите АКПП.
  7. Открутите болты крепления масляного насосного колеса.
  8. Снимите старые пакеты фрикционных и  стальных дисков из-под насоса. Распакуйте ремкомплект АКПП. Достаньте из него все фрикционы и установите. Замените кольца, если понадобится.
  9. Замените все подшипники.
  10. Соберите обратно в том же порядке.
  11. Установите на автомобиль.
  12. Залейте масло. Сделайте полную замену ATF.
  13. Прокатитесь и проверьте уровень. Долейте, если нужно.

Во время ремонта АКПП вы увидите подгоревшие и стертые места на старых фрикционных и стальных дисках. Некоторые фрикционные накладки будут отличаться от других тем, что превратились горело-маслянистую суспензию.

При смене фрикционных дисков, особенно горелых, я рекомендую заменить тормозную ленту, масляный фильтр. В общем, нужно будет произвести частичный ремонт коробки.

Если вы когда-нибудь меняли самостоятельно фрикционные диски, напишите в комментариях о своем опыте. С удовольствием прочту.

Значение слова ФРИКЦИОН. Что такое ФРИКЦИОН

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Со временем я обязательно пойму как устроен ваш мир.

Вопрос: логофет — это физический объект (человек, предмет, место, растение, животное, вещество)? Можно это увидеть, услышать, унюхать, пощупать, потрогать?

Предложения со словом «фрикцион»:

  • Одним попаданием ленивец разбило, вторым, в корму — бортовой фрикцион.
  • По той же причине нельзя вываживать рыбу на прокручивающейся шпуле слабо зажатого фрикциона.
  • Таким образом, правильно настроив (закрутив) фрикцион, можно избежать обрыва лески, потери рыбы и дорогостоящей приманки.
  • (все предложения)

Источник: http://nissan-wiki.ru/poleznoe/sgoreli-frikciony-v-akpp.html

Оцените статью
Добавить комментарий