Что такое трэкшн контроль на автомобиле?

Антипробуксовочная система (АПС), Система контроля тяги (англ. Traction control system, TCS) электрогидравлическая система автомобиля, предназначенная для предотвращения потери тяги посредством контроля за пробуксовкой ведущих колёс. Данная…

Принцип работы системы Traction Control.

Итак с общими понятиями разобрались, а теперь обо всем поподробней. Как же система понимает, что какое-то колесо или несколько колес начали пробуксовывать? На самом деле все очень просто. Если датчик начинает передавать электронному блоку данные, что скорость какого-то из ведущих колес резко начала возрастать, то это и значит, что оно потеряло сцепление с дорожным покрытием и что-то нужно с этим делать. Здесь электронный блок либо снижает тягу, либо притормаживает колесо. Для того, чтобы снизить тягу применяются следующие методы:

  • на одну из свечей зажигания система может перестать подавать импульс и искра пропадет;
  • уменьшение количества подающего топлива в какой-то или какие-то цилиндры;
  • прикрытие дроссельной заслонки (в случае, если она электронная);
  • изменение угла опережения зажигания;
  • отмена переключения передачи на автоматических коробках передач.

Конечно, как уже говорилось, система может не только электронно повлиять на ситуацию, но и механически, на колесах установлены специальные электро-гидравлические актуаторы, с помощью них система может кратковременно притормозить буксующее колесо, тем самым еще и увеличивается крутящий момент на противоположном, на другом конце оси, колесе. На современных машинах система DTC это составляющая системы DSC – система динамического контроля курсовой устойчивости. Систему Traction Control можно отключить, но отдельно обычно она не отключается, а отключается вместе с системой DSC. Сама система трекшен контроля пользуется теми же датчиками, что и антиблокировочная система (ABS), и система помощи при экстренном торможении (Brake Assist), отсюда следует, что автомобили с установленной системой DTC есть и эти 2 вспомогательные системы.

Система DTC

Устройство и принцип работы системы TRC (TRaction Control)

TRC (TRaction Control) – это система, которая одновременно управляет как процессами торможения, так и усиления тяги двигателя. Эта система не только исключает пробуксовку ведущей колёсной пары, но и регулирует тяговую силу двигателя – до значений, оптимальных для конкретного дорожного покрытия, по которому автомобиль движется. Благодаря TRC водитель избавлен от сложных манипуляций с педалью газа при пробуксовке, а сам автомобиль приобретает исключительную устойчивость при резком старте с места или быстром ускорении на скользкой дороге.

Каким колесом тормозить?

Примерно 70% тормозного усилия нужно прикладывать на переднее колесо и 30% — на заднее. Это объясняется тем, что при торможении центр тяжести переходит с одного колеса на другое. В этот момент заднее колесо легче блокировать, а вот переднее сложнее, отчего вы можете потерять контроль над мотоциклом. Поэтому тормозить стоит обоими тормозами. Снизить скорость также помогает переключение на понижающую передачу.

Дорожные, спортивные и другие мотоциклы с короткой базой и высоким центром тяжести лучше всего останавливаются передним колесом. А вот круизёры и чопперы имеют длинную базу и низкий центр тяжести. Это означает, что тормозить их лучше задним колесом, но это не отменяет ведущую роль переднего тормоза.

Поскольку тормоза на каждом мотоцикле работают индивидуально, нужно испытать их на свободной площадке — проверить силу нажатия и комбинацию обоих тормозов. Вы можете убедиться, что если резко нажать на передний тормоз, заднее колесо может оторваться от земли, и вы можете кувыркнуться вперёд. Если резко нажать на задний тормоз, мотоцикл будет заносить.

Чтобы затормозить, подожмите заднее колесо, пока мотоцикл не даст лёгкую просадку. Плавно, но уверенно зажмите рукоятку переднего тормоза. От того, насколько сильно вы нажмёте на ручку переднего тормоза, будет зависеть длина тормозного пути.

На что обратить внимание

  • Закрывайте газ до того, как тормозить — это предотвратит падение.
  • Нажимайте на рукоять переднего тормоза плавно, а затем постепенно увеличивайте усилие — это защитит от блокировки колеса и падения.
  • Держите пальцы на тормозе — это позволит избежать паники и нажимать на рычаг плавно, а не резко.
  • Не давите на руль — это усложняет работу тормоза и повышает риск «улететь» вперёд.
  • Выпрямите руки, как будто отталкиваете руль — это усилит сопротивление инерции и сместит центр тяжести на заднее колесо, что, в свою очередь, повысит контролируемость мотоцикла.

Как работает система

Датчики, расположенные на каждом колесе передают на блок управления информацию о скорости вращения каждого из них. Когда колесо начинает вращаться быстрее других, система распознает пробуксовку. Чтобы стабилизировать авто, ЭБУ может дать команду о замедлении колеса или снижает тягу силового агрегата.

В зависимости от модели авто трекшен контроль может отключить одну или несколько свечей зажигания, изменить угол опережения, изменить порцию поступающего в цилиндры топлива или прикрыть дроссель. Так DTC снижает тягу машины, чтобы она не пошла в занос и не вылетела с трассы.

Применение системы Dynamic Traction Control

При спокойном вождении выключать трекшен контроль лучше не стоит, так как в экстремальной ситуации она Вам не поможет. Отключают эту систему, когда хотят умышленно пустить автомобиль в занос, то есть “подрифтить”, либо еще в каких-то ситуациях, когда нужна большая тяга мотора, а электроника ее глушит. При езде по песку, глубокому снегу или грязи небольшая пробуксовка с подтормаживанием колес помогает улучшить сцепление колес с дорожным покрытием, поэтому в данных ситуациях отключать систему DTC нет никакого смысла. Так же при езде на больших скоростях, на загородных трассах не выключайте систему трекшен контроля для Вашей же безопасности. Для более полного понимания работы системы DTC посмотрите следующее видео:

На видео первый раз водитель едет с выключенной системой DTC и его сразу заносит при сильном нажатии на газ на мокрой дороге, а второй раз он уже едет с включенной системой DTC и его не заносит, потом все повторяется, т.е. данная система позволяет сохранять траекторию движения даже на плохом, скользком покрытии.

Avtochanel

Нужно ли тормозить в поворотах

Не нужно — ни задним, ни передним тормозом. Это будет выводить мотоцикл из поворота и снижать его устойчивость. Скорость нужно снижать до начала поворота, а сам же поворот проходить с незначительным ускорением.

Чтобы правильно тормозить на мотоцикле, нужна тренировка. Технику лучше отрабатывать на пустой площадке. Универсальной методики, которая подойдёт всем мотоциклистам, нет — её нужно вычислять опытным путём. По возможности приобретайте байк с антиблокировочной тормозной системой (ABS) — она позволяет тормозить намного проще и безопаснее.

Система ASR и нюансы её работы

ASR помогает предотвратить потерю тяги в колесах транспортного средства с помощью электрогидравлической системы, которая контролирует двигатель и тормоза в неблагоприятных дорожных условиях или если водитель использует чрезмерное ускорение и колеса начинают скользить на асфальте. Система ASR помогает не делать ошибок водителю в неблагоприятных дорожных условиях и помогает водителю сохранить контроль над автомобилем.

Профессиональные водители жалуются, что АПС ASR влияет на производительность автомобиля, но это стандартное оборудование в высокопроизводительных транспортных средствах помогает начинающим и водителям, которые часто переоценивают свою способность контролировать автомобиль в неблагоприятных погодных условиях, и восстанавливает контроль водителя в непредвиденных обстоятельствах.

Технология ASR есть в большинстве автомобилей и мотоциклов примерно с 1992 года. И ведет свою историю с начала 1930-х, когда Porsche разработала дифференциал повышенного трения, что позволяет одному колесу вращаться чуть быстрее, чем другим, чтобы улучшить сцепление с дорогой. Система ASR тесно связана с ABS. С первых пользователей ASR, который уже дополняла система ABS, был BMW в 1979 году.

Как устроена система ASR

1385814183_shema-antiprobuksovochnoy-sistemy-asr.jpg

Трулли и Глок рады новым правилам

Борцы за чистоту всегда говорили, что трэкшн-контроль — система, которая регулирует подаваемую на задние колеса мощность ради избежания пробуксовки — портит спектакль Формулы-1. Но теперь «старые добрые дни», когда мастера автогонок демонстрировали свое умение довести машину до предела сцепления и дальше, остались в прошлом.

Теперь же введение с начала 2008 года стандартного электронного модуля управление позволило избавиться от трэкшн-контроля и первые же две гонки сезона преподнесли нам незабываемый спектакль — и не меньше драматических моментов стоит ожидать от приближающегося Гран-При Бахрейна.

В Toyota отсутствие трэкшн-контроля дает возможность Ярно Трулли и Тимо Глоку продемонстрировать потрясающее сочетание контроля над машиной и высокой скорости. Трулли провел большую часть своей карьеры, гоняясь на машинах с трэкшн-контролем, но известен как настоящий артист за рулем, и новые правила дают ему великолепную возможность выразить свою любовь к идеальному времени круга.

Ярно Трулли: «Запрет трэкшн-контроля — это хорошая вещь, поскольку технологии стали превосходить вклад пилота. Хорошо сделать шаг назад и отдать машину во власть пилота. Это гораздо интереснее и наш вклад в работу машины стал гораздо выше. Мне это нравится, поскольку надо быть более чувствительным и действительно управлять машиной.»

Для Глока жизнь без трэкшн-контроля стала нормой после того, как он провел несколько сезонов в Champ Car и GP2, научившись пилотировать мощные машины без зоны безопасности в виде электронных средств помощи.

Тимо Глок: «В конечном счете предполагается, что мы — 22 лучших гонщика планеты и мы должны быть способны быстро адаптироваться к пилотированию без трэкшн-контроля. С трэкшн-контролем можно приблизиться к пределу, но правильный путь — дать пилоту больше власти над машиной и мы сделали именно это, так что теперь гонки стали интереснее. Зрителям интереснее вновь видеть больше черных полос на асфальте.»

У менеджера команды Ричарда Кригана тоже не вызывает сомнения то, что больший упор на мастерство пилотов и больший шанс захватывающего спектакля — это выигрышное сочетание.

Ричард Криган: «Это определенно сделало гонки интереснее и я думаю, что всё, что возвращает машину под контроль пилотов, хорошо для зрителей. Мы уже увидели это. Необходимость контролировать столь мощную и в то же время столь деликатную машину дает гораздо больше власти гонщикам. Но это профессионалы и они выходят на трассу с желанием победить; они должны показать, что могут справиться без трэкшн-контроля. По этому поводу было много обсуждений, но мое мнение такое: выходите на трассу, гоняйтесь и показывайте, на что вы способны — здесь всё зависит от пилотского мастерства.»

См. Также [ править ]

  • Безопасность автомобиля

Пять ошибок новичка на треке

На Visordown есть статья для идиотов, но тем не менее я решил ее перевести, поскольку есть там и полезные вещи, и даже пара прикольных.

Основной смысл статьи в том, чтобы трезво воспринимать свои возможности при езде на мотоцикле на треке, в основном, для обеспечения своей и чужой безопасности.

Начинать тренироваться на треке никому не рано и ни для кого не поздно, на каком бы уровне вы ни находились. На треке у вас есть возможность понять возможности вашего мотоцикла на высокой скорости, при этом, находясь в относительной безопасности, что означает, что вы будете лучше подготовлены к дорожной езде. Тренировки на треке также улучшат ваши навыки торможения и вхождения в повороты.

Есть некоторые ошибки, которые делают все новички на треке, но их с легкостью можно избежать, если сразу обращать на них внимание. Лучший вариант — получить правильную инструкцию по прохождению трека. Большинство организаторов трек- дней делают брифинг за небольшую плату. Ниже вы увидите несколько распространенных ошибок новичка, на которые следует обратить внимание на своих первых тренировках.

Ссылки [ править ]

  1. ^ “Макс Трэк” . www.buick-riviera.com . Проверено 26 ноября 2013 .
  2. ^ а б “Экспедиция Форда 2003” . www.ford-trucks.com . Проверено 14 сентября 2012 .
  3. ^ “Экспедиционное шасси” . www.media.ford.com. Архивировано из оригинала на 2013-03-19 . Проверено 8 ноября 2012 .
  4. ^ “2012 Ford Ford Police Interceptor / Interceptor Utility – первый обзор привода” . www.caranddriver.com. Архивировано из оригинала на 18 января 2013 года . Проверено 14 сентября 2012 .
  5. ^ “Экспедиция Ford 2013” . www.Ford.com . Проверено 14 сентября 2012 .
  6. ^ “Порше Кайен 2008 года” . www.fourwheeler.com . Проверено 14 сентября 2012 .
  7. ^ “Автомобиль № 1 Команда NWSMT наказана за нарушение правил” . 17 сентября 2008 . Проверено 7 ноября 2018 .

Внешние ссылки [ править ]

  • Контроль тяги в Формуле-1
  • Рамка
  • Приостановка
  • Вилка
  • Маятник
  • Колеса
  • Одинокий
  • Параллельный близнец
  • V-образный твин
  • Плоский твин (боксер)
  • Тройной
  • Рядная четверка
  • V4
  • Квартира-четыре
  • Стрит-шесть
  • Квартира-шесть
  • V8
  • Поворотный поршень
  • Турбина
  • Ванкеля (роторный)
  • Дизель
  • Электрический
  • Бензин (бензин)
  • Водородный топливный элемент
  • Последовательная механическая коробка передач
  • Бесступенчатая трансмиссия
  • Коробка передач с двойным сцеплением
  • Полуавтоматический
  • Цепной привод
  • Ремень безопасности
  • Вал привода
  • Обтекатель
  • Pannier
  • Коляска
  • Трейлер
  • Дисковый тормоз
  • Барабанный тормоз
  • Седло
  • Шины
  • Система контроля тяги
  • Антиблокировочная система

Очертание мотоциклов и мотоциклов

Использование трекшн-контроля [ править ]

  • В дорожных автомобилях: контроль тяги традиционно был функцией безопасности в высокопроизводительных автомобилях премиум-класса, которым в противном случае требуется чувствительный ввод газа, чтобы предотвратить пробуксовку ведомых колес при ускорении, особенно во влажных, обледенелых или снежных условиях. В последние годы системы контроля тяги стали широко доступны в легковых автомобилях, минивэнах и легких грузовиках, а также в некоторых небольших хэтчбеках.
  • В гоночных автомобилях : контроль тяги используется для повышения производительности, обеспечивая максимальное сцепление с дорогой при ускорении без пробуксовки колес. При ускорении вне поворота он поддерживает оптимальный коэффициент скольжения шин .
  • В мотоциклах : контроль тяги для серийных мотоциклов был впервые доступен с BMW K1 в 1988 году. HONDA предлагала Traction Control в качестве опции вместе с ABS на их ST1100, начиная примерно с 1992 года. К 2009 году антипробуксовочная система была опцией для нескольких моделей, предлагаемых BMW. и Ducati , модель 2010 Kawasaki Concours 14 (1400GTR) и Honda CBR 650R в 2021 году, а также линейка мотоциклов Triumph «Modern Classic».
  • На внедорожниках : система контроля тяги используется вместо или в дополнение к механическому дифференциалу повышенного трения или блокировки . Это часто реализуется с электронным дифференциалом повышенного трения , а также другими компьютеризированными средствами управления двигателем и трансмиссией. Вращающееся колесо замедляется при кратковременном нажатии на тормоза, передавая больший крутящий момент на не вращающееся колесо; это система, принятая Range Roverв 1993 году, например. АБС-тормоз-контроль тяги имеет несколько преимуществ по сравнению с дифференциалами с ограниченным проскальзыванием и блокировкой, например, управление автомобилем легче рулевого управления, поэтому система может быть постоянно включена. Это также создает меньшую нагрузку на трансмиссию и компоненты трансмиссии и увеличивает долговечность, поскольку меньше движущихся частей выходит из строя. [2]

При программировании или калибровке для бездорожья системы контроля тяги, такие как четырехколесная электронная система контроля тяги (ETC) Ford, которая входит в состав AdvanceTrac

, и четырехколесный автоматический тормозной дифференциал (ABD) Porsche , могут передавать 100% крутящего момента к любому колесу или колесам с помощью агрессивной стратегии торможения или «блокировки тормоза», позволяя таким транспортным средствам, как Expedition и Cayenne, продолжать движение, даже если два колеса (одно переднее, одно заднее) полностью оторваны от земли. [3] [2] [4] [5] [6]

Споры в автоспорте [ править ]

Доступны очень эффективные, но небольшие устройства, которые позволяют водителю при желании удалить систему контроля тяги после события. В Формуле-1 попытка запретить трекшн-контроль привела к изменению правил на 2008 год: каждая машина должна иметь стандартный (но настраиваемый) ЭБУ , выпущенный FIA , который является относительно простым и не имеет возможности контроля тяги. В 2008 году NASCAR отстранил водителя, старшего экипажа и владельца автомобиля Whelen Modified Tour на одну гонку и дисквалифицировал команду после обнаружения сомнительной проводки в системе зажигания, которая могла быть использована для реализации контроля тяги. [7]

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...