ДЭТ 250 – первый в СССР бульдозер с электрической трансмиссией

ДЭТ-250 – бульдозер советского производства, выпускавшийся в середине XX века. Обозначающая данный трактор аббревиатура расшифровывается как «дизельный электрический трактор». Данная модель является самым первым в СССР трактором с электромеханической трансмиссией. ДЭТ-250 является энергонасыщенным трактором…

Трактор ДЭТ-250: история создания

Трактор ДЭТ-250: история создания
Трактор ДЭТ-250 представляет собой рыхлительно-бульдозерную технику 25-го тягового класса. Производство всегда осуществлялось на ЧТЗ. В другие города не переносилось. Наиболее важной чертой данной модели является именно электромеханическая трансмиссия. Это одновременно является достоинством и недостатком этой техники. Процесс охлаждения её осуществляется выхлопными газами.

DEHT-250-1

ДЭТ-250М2

Причем с понижением рабочей температуры связаны некоторые сложности. Именно поэтому в основном данная техника применялась и используется поныне в холодных районах, в условиях Крайнего Севера. В регионах с таким климатом применение ДЭТ-250 оптимально. Ранее аналогичные ДЭТ-250 модели не выпускались. Фактически он стал родоначальником промышленных тракторов в СССР. Продолжениями модельной линии и аналогами стали более поздние версии тракторов: ДЭТ-320, Т-330.

Назначение

Кроме базового бульдозерного отвала и рыхлителя ДЭТ-250 может агрегатироваться с :

  • ямобуром;
  • буро-крановой машиной;
  • траншейным экскаватором.

ДЭТ-250

Машина применяется для бульдозерных и рыхлительных работ, а также для установки железнодорожных опор, промышленного строительства, горнодобывающей и разрабатывающей промышленности. Крупные габариты и большая масса трактора сделали его непригодным для работы в городских условиях. Высокая мощность машины и другие эксплуатационные характеристики используются сегодня исключительно в промышленных масштабах.

Назначение

Основная сфера применения ДЭТ 250 – перемещение больших масс земли, бульдозерные и строительные операции. Мощное оснащение, монтируемое в задней части, позволяет выполнять рыхление каменистых, твердых и замерзших грунтов для последующей разработки. С трактором применяются бурильные и траншейные устройства для землеройных операций. Гусеничная тяга позволяет эксплуатировать технику на любом бездорожье, потому ДЭТ 250 нередко применяют в качестве тягача в добывающих и лесозаготовительных отраслях. Установка широких гусениц делает трактор пригодным для работы на болотистой местности. опять же модель иногда задействуют в восстановительных поездах на железной дороге.

Для эксплуатации в городской черте модель абсолютно непригодна из-за большой массы и значительных габаритов. Характеристики техники предполагают использование только в промышленной среде.

История техники

Бульдозер ДЭТ-250 был спроектирован инженерами Челябинского тракторного завода в 1957 году. Впервые техника была показана широкой публике на параде рабочих 1 мая того же года в Челябинске. В сущности, ДЭТ-250 — трактор, агрегатируемый с бульдозерным и рыхлительным оборудованием. Машина относится к тяжелой технике 25 тягового класса. То есть, усилие тяги, создаваемое агрегатами ДЭТ-250, составляет 250 кН.

Название бульдозеру дала аббревиатура «дизельный электрический трактор», а цифры означают тяговое усилие. Это первый в СССР и единственный в мире трактор с электромеханической трансмиссией. Также ДЭТ-250 стал первым промышленным энергонасыщенным трактором в СССР.

Технические характеристики ДЭТ-250

На момент своего создания ДЭТ-250 обладал поистине выдающимися техническими характеристиками. Причиной была нацеленность создателей на максимальную производительность данной модели.

Габаритно-массовые показатели

Габаритно-массовые показатели бульдозера ДЭТ-250 достаточно внушительны. Причиной тому являлись некоторые конструктивные особенности. Масса составляет:

  • трактор в комплекте с рыхлителем – 41.3 т;
  • трактор без рыхлителя – 27.5 т.

Существенную часть эксплуатационной массы данной техники составляет специализированное навесное оборудование (отвал со специальной гидравликой, изменяющей угол реза, перекоса):

  • шина отвала, мм – 4 250;
  • высота отвала, мм – 1 850;
  • масса навесного оборудования, т – 5.2.

DEHT-250-gabarit

Габаритные размеры ДЭТ-250:

  • расстояние от оси переднего катка до оси заднего катка, мм – 4 476;
  • расстояние от оси заднего катка до передней части отвала, мм – 6 549;
  • расстояние от передней части отвала до задней части навесного оборудования, мм – 9 440;
  • высота от нижней части гусеницы до верхней части кабины, мм – 3 215 мм;
  • ширина, мм – 5 000.

Двигатель трактора ДЭТ-250

В качестве силовой установки на данной машине использовался двигатель В-31М2. Двумя главными отличительными чертами его являются мощность и габаритные размеры. Технические характеристики В-31М2:

  • количество тактов, шт. – 4;
  • тип расположения цилиндров – V-образный;
  • рабочая мощность при номинальных оборотах, л.с. – 323;
  • эксплуатационная мощность при номинальных оборотах, кВт – 237;
  • номинальная частота вращения коленчатого вала, мин-1 – 1400;
  • рабочий объем камеры сгорания, л – 38.88.

DEHT-250-dvigatel

Коробка передач трактора ДЭТ-250

Главной особенностью данного трактора является именно трансмиссия. Она является электромеханической и имеет следующие основные рабочие параметры:

  • суммарное количество скоростей, шт. – 2 (вперед/назад);
  • величина тягового усилия, max – 377 кН;
  • скорость движения вперед, км/ч – 15.2;
  • скорость движения назад, км/ч – 15.2.

Ходовая часть трактора ДЭТ-250

Ходовая часть каких-либо особенностей помимо габаритов своих основных составных частей, а также массы и большого давления на грунт попросту не имеет. Основные её характеристики:

  • суммарное количество опорных катков (с каждой стороны), шт. – 6;
  • количество катков поддерживающих, шт. – 2;
  • ширина башмака, мм – 560/690 (в зависимости от типа используемых катков);
  • механизм автоматического натяжения – гидравлического типа;
  • величина колеи, мм – 2 450;
  • величина базы, мм – 3 218.

Кабина ДЭТ-250. Управление трактором

Управление трактором осуществлялось из металлической кабины. Она оснащалась утеплением, а также обширным остеклением. Именно это делало её удобной для расположения водителя, а также управления при движении вперед и назад. Отличительной особенностью являлось расположение кресла водителя – с правой стороны кабины. Непосредственно само управление выполнялось при помощи рычагов, руль отсутствовал. В кабине имеется печка. Но при этом вентиляция отсутствует.

DEHT-250-kabina

Особой комфортабельностью по нынешним меркам кабина не отличалась. Но на момент создания самого трактора она была достаточно удобной. Имеется кресло для пассажира, а также присутствует возможность регулировки водительского места по высоте. Летом можно было открывать окошки для вентиляции.

Основные характеристики

Основные технические характеристики ДЭТ-250 приведены в таблице.

Двигатель Марка ЯМЗ – 7511
Мощность двигателя л. с. 350
Принадлежность к тяговому классу 25
Вес с навесным оборудованием т 46
Габариты, м Длина Более 9
Ширина Более 4
Высота Более 3
Силовая установка Дизель-модель B-31M2
Тип двигателя Четырехтактный дизель
Номинальная частота оборотов коленвала Об/мин 1400
Объем двигателя л 38,88
Количество скоростей Вперед 2
Назад 2
Силовой генератор Марка ГИ-160-6
Частота вращения генератора, мах Об/мин 2550
Скорость движения Максимальная, км/час 15,2
Рабочая, км/час 1,2
Характеристика ДЭТ 250

Характеристика бульдозера ДЭТ 250

Двигатель

В качестве мотора на ДЭТ 250 применяется 4-тактный дизельный двигатель В-31М2, выделяющийся некрупными габаритами и повышенной мощностью. Конструктивные особенности агрегата:

  • охлаждающая система – жидкостная с эжекционной вентиляционной системой. Аналогичный механизм использовался на отечественных танках;
  • система смазки – комбинированная (очистка масла выполняется в центрифуге);
  • очиститель воздуха – 2-ступенчатый с мокрой и эжекционной очисткой и индикатором засоренности;
  • расположение цилиндров – V-образное.

Характеристики двигателя В-31М2:

  • рабочий объем – 38,88 л;
  • номинальная мощность – 237 (323) кВт (л.с.);
  • номинальная частота вращения – 1400 об/мин;
  • количество цилиндров – 4;
  • диаметр цилиндра – 150 мм;
  • коэффициент запаса крутящего момента – 11%.

Опыт эксплуатации трактора ДЭТ-250. Достоинства и недостатки

К основным достоинствам ДЭТ-250 сегодня можно будет отнести следующее:

  • неприхотливость к условиям работы – техника отлично показала себя в условиях работы от +40 до -400 С;
  • относительная простота ремонта и доступность запасных частей – трактор выпускался не один десяток лет, рынок наполнен всеми необходимыми для ремонта деталями;
  • неприхотливость к качеству топлива – необходимо лишь использоваться в зимний период специальную солярку, в противном случае она загустеет и замерзнет в топливопроводе;
  • кузов капотного типа – по этой причине можно без затруднений получить доступ ко всем агрегатам.

DEHT-250-6

В то же время имеются у ДЭТ-250 свои недостатки.

Наиболее существенным является сложность устройства электромеханической трансмиссии. Разобраться в её конструкции без специальной подготовки достаточно проблематично.

Все же остальные поломки, возникающие в процессе эксплуатации, можно легко устранить самостоятельно – при наличии руководства по ремонту. При соответствующем обслуживании и уходе ДЭТ-250 даже в возрасте нескольких десятков лет не доставит проблем владельцу.

Несмотря на простоту конструкции в тракторе имеется ряд слабых мест – на них при работе на ДЭТ-250 необходимо обращать внимание в первую очередь. Наиболее частные неисправности и способы их

Место неисправности Возможная причина её возникновения Метод устранения
Гидрокаркас бульдозерной установки Установленные уплотнения износились по причине низкого качестве или же старости Необходимо открутить регулировочную гайку протянуть все болты расположенного на бульдозере скребка
Гидравлический цилиндр рыхлителя Полностью исчерпан ресурс уплотнительных прокладок Откручивается регулировочная шайба и протягиваются регулировочные болты
Отвал/зуб рыхлителя плохо погружается в землю Изношена:

Рабочая кромка ножей

 

Осуществить замену ножей

Изношен наконечник Произвести замену наконечника
Угол среза при работе отвалом не соответствует выбранному Следует выбрать требуемый угол

Длительное время эксплуатирующие рассматриваемый трактор владельцы рекомендуют каждые 10 тыс. моточасов работы осуществлять контрольную проверку следующих узлов:

  • уровня:
    • рабочих жидкостей;
    • горюче-смазочных материалов;
  • всех насосов;
  • гидрораспределителей;
  • прокладок (сальников, манжет, колец и уплотнений).

DEHT-250-5
Отдельного внимания заслуживает электромеханическая трансмиссия. Необходимо обязательно постоянно осуществлять контроль контактных соединений, клемных колодок. Так как при окислении и ухудшении контакта возможна не только поломка, но также возгорание. Потушить горящую изоляцию достаточно сложно. Потому стоит не допускать перегрева контактных соединений.

Видео

https://youtu.be/r-X7gBhQucA

Цена б/у ДЭТ-250

Наиболее важным достоинством трактора ДЭТ-250 является возможность приобрести его в рабочем состоянии по относительно невысокой стоимости. На цену в первую очередь влияет состояние и год выпуска, а также региона расположения. Обычно наибольшую стоимость подобные модели техники имеют именно в регионах, где ведется промышленное строительство, ведется добыча полезных ископаемых.

Состояние Региона расположения Год выпуска Стоимость
на ходу Челябинск 2007 6.6 млн. руб.
на ходу, в комплекте сферический отвал, рыхлитель Казань 2009 9.2 млн. руб.
на ходу Красноярск 2008 3.1 млн. руб.

Бульдозер ДЭТ-250: видео

Получите выгодное предложение от прямых поставщиков:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...