История отечественного автомобилестроения Седельные тягачи

О чем вы подумаете, услышав ЗИЛ? О правительственном лимузине? Или о холодильнике? А может, о лихорадочной застройке бывшей территории завода? Уверен, что у большин…

Вы не робот?

Мы зарегистрировали подозрительный траффик, исходящий из вашей сети.
С помощью этой страницы мы сможем определить, что запросы отправляете именно вы, а не робот.
Поставьте отметку, чтобы продолжить.

Если вдруг что-то пойдет не так, попробуйте другой вариант.

Иные экономические реалии

Однако иные экономические условия принесли не только свободу предпринимательства, но и серьёзные проблемы. Если в прежние времена флагману отечественного автопрома обеспечивали гарантированный сбыт его продукции, то теперь государственное финансирование основных покупателей компании – Министерства обороны и агропромышленного комплекса – с 1992 года уменьшалось на 40%. Сократился и сбыт зиловских шасси, на которые монтировался широкий спектр кузовов и спецнадстроек. Проблемы завода обострились. Под жёстким финансовым давлением оказались основные потребители его продукции, в результате чего рынок продаж резко сократился. Прервались и многолетние внутрисоюзные связи. И хотя предприятие было способно производить свыше 200 тысяч автомобилей в год, в 1993 году удалось выпустить только 108 тысяч. Столь же стремительно ухудшалось и финансовое положение компании.

Дилерская сеть ЗИЛа насчитывала около 100 региональных представителей по сбыту, которые ранее являлись структурными подразделениями завода и пользовались его средствами. Предприятие передавало им грузовые автомобили и запчасти на консигнационной основе. Такая система отношений вызывала значительные задержки в оплате и была невыгодна ЗИЛу.

Что касается выпускаемой продукции, то автомобили семейства ЗИЛ-431410 (ЗИЛ-130) и ЗИЛ-131 уже порядком устарели, а более современные грузовики ЗИЛ-4331, ЗИЛ-131Н, ЗИЛ-133Д и их производные требовали модернизации. В то время активно шла работа по созданию перспективного малотоннажного грузовика ЗИЛ-5301.

ИСТОРИЯ АВТОМОБИЛЯ

Легендарная модель ЗИЛ-130 знакома каждому автолюбителю. Однако то, насколько удачно эта модель производилась в 70-х годах, не делает ее вечной. Таким образом, уже в начале 1980-х годах возникла потребность в дополнительных модификациях, которые будут более практичны и производительны.

Как ни странно, существующих разработок не оказалось, а имеющиеся пришлось отправить на завод другого производителя. Ничего не оставалось, как лезть в далекий ящик за старыми идеями и замороженными проектами.

Супер седельный тягач ЗИЛ-133

Таким проектом стал ЗИЛ-133, а точнее, его модификации. Сама модель служила больше как опытный образец и даже в то время на дорогах была крайней редкостью.

Измененный дизайн и все та же длина кузова не давали особенных преимуществ, нужно было что-то другое. Вот различия в размерах колесной базы, назначении шасси и грузоподъемности последующих версий сыграли немалую роль в усилении советского автопрома.

ЗиЛ 133540

Расцветки ЗиЛ 133540

Стартовый грузовик в игре, является одним из её символов. Из реальных грузовиков ближайшая по обозначению модель — ЗиЛ 133Г40[1].

Пользуется заслуженной популярностью среди фанатов игры — небольшой вес, отличная устойчивость и управляемость позволяют в руках умелого водителя «на раз» обгонять конкурентов на более мощных грузовиках. Многие игроки, даже несмотря на возможность купить более мощную машину, остаются на начальном ЗиЛе. Кроме того, благодаря низкой стоимости владения, наемные водители на ЗиЛах приносят хорошую прибыль.

Характеристики

Мощность 250 л.с.
Грузоподъемность 8000 кг
Объем кузова 53,73 м³
Объем бака 255 л
Стоимость $22000
Количество передач 6
Количество расцветок 4

Спорт во время развития

Столичный автозавод очень нуждался в крупном стратегическом партнёре. Вот тогда-то и вспомнили о концерне Caterpillar Inc., первые деловые контакты с которым состоялись ещё в 1991 году. Тогда специалисты зиловской команды, участвующей в шоссейно-кольцевых гонках на Кубок Европы среди грузовиков, обратили внимание на мощный и очень надёжный 10-литровый турбодизель Caterpillar 3176, установленный на некоторых моделях конкурентов.

После более детального знакомства с американским мотором решили изучить возможность установки его на гоночный грузовик ЗИЛ-4421, вместо ранее использовавшихся дизелей КАМАЗ и Cummins. Технически это не представляло особых трудностей, тем более что необходимый в таких вопросах опыт уже имелся. Чуть позже для закрепления формальных отношений состоялась первая встреча представителей Caterpillar с руководством АМО ЗИЛ. Итогом переговоров стала договорённость об установке специально подготовленного двигателя Caterpillar на гоночный грузовик ЗИЛ.

Спортивные результаты не замедлили сказаться. Высокие технические параметры мотора, умноженные на возрастающий опыт лидера заводской гоночной команды Александра Маркина, позволили за два сезона из третьей десятки уверенно войти в первую пятёрку, занимая призовые места на отдельных этапах соревнований. Прогресс более чем убедительный. После столь обнадёживающих результатов обе компании решили не ограничиваться только спортивной тематикой, а перейти к более интенсивному и многостороннему сотрудничеству.

Отправной точкой для сотрудничества АМО ЗИЛ и Caterpillar стал гоночный грузовик ЗИЛ-4421СЕ

Отправной точкой для сотрудничества АМО ЗИЛ и Caterpillar стал гоночный грузовик ЗИЛ-4421СЕ

Попытка ЗИЛа сделать крутой дальнобойный тягач — ЗИЛ-6404

В середине 90-х годов ЗИЛ решил попробовать себя в новой нише — разработке магистрального тягача. В 1995 году появился двухосный ЗИЛ-5423, который даже выпустили небольшой партией, но в следующем году появился еще более фантастический проект.

Я говорю про трехосный ЗИЛ-6404 — магистральный тягач с огромным спальным отсеком, напоминающий американские грузовики.

Попытка ЗИЛа сделать крутой дальнобойный тягач — ЗИЛ-6404 - Интересное

Тягач имел шасси с колесной формулой 6х4 и был оборудован восьмицилиндровым дизельным двигателем ЯМЗ-7511 мощностью 410 л.с.

Его рабочий объем составляет 14 литров, а в оснащение входит турбонаддув с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха.

В паре с двигателем работала механическая 14-ступенчатая коробка передач ЯМЗ-2314, которая серийно никогда не производилась.

В оснащение грузовика входила антиблокировочная система, холодильник, микроволновая печь, шкаф для одежды и даже телевизор. Еще обычный, не плоский.

Посмотрите на единственную сохранившуюся фотографию интерьера. Так просторно в грузовике отечественного производства не было никогда.

Кстати, обратите внимание на две спальные полки, расположенные в задней части. А вот окна, наверное, стоило бы убрать, чтобы улучшить теплоизоляцию.

Тягач ЗИЛ-6404 мог работать в составе автопоездов полной массой до 40 тонн. Мощности двигателя было достаточно, чтобы придерживать крейсерскую скорость 85-90 км/ч, при этом «максималка» достигала 105-110 км/ч.

Внешне грузовик выглядел довольно интересно. За основу была взята всё та же кабина от семейства ЗИЛ-4331, которую удлинили и добавили пластиковый обтекатель сверху, значительно повысивший внутренний объем салона.

Шасси было полностью закрыто пластиковыми обтекателями, что смотрелось очень необычно и эффектно на советском грузовике.

На снимке ниже видно, что в крыше был установлен люк, а передний бампер получил пластиковую юбку с дополнительными противотуманными фонарями.

Но что же получилось в итоге? Оказалось, что завод вполне мог в то время разработать довольно интересную и, главное, качественную модель. Вот только наладить её серийный выпуск не представлялось возможным.

К тому же что ЗИЛ-5423, что ЗИЛ-6404 имели одни и те же недостатки. Да, их кабины получились просторными, но имели очень слабую шумоизоляцию и плохую герметичность.

Да и сама ниша капотных грузовиков не очень популярна в России из-за того, что маневрировать на территориях тесных складских комплексов на них сложновато.

  • Как я разрушил чужую надежду
  • «Мы в советское время так работали, что Дай Бог каждому»

Очень необычный седельный тягач, который мало кто видел, УАЗ 456

Проектировкам разной техники в годы СССР могло позавидовать любое государство, инженеры на пару с конструкторами придумывали все новые варианты машин и эта мысль не останавливалась. Остановить ее мог… Читать подробнее
Поделись!

КАБИНА И КУЗОВ

Кабина взята с родительской версии «130». Инженеры провели лишь некоторый рестайл и немного приподняли оную. Передний бампер так и остался белым, а основная часть кабины встречается во множестве цветовых различий.

Над радиаторной решеткой красуется аббревиатура . Под решеткой расположены крюки для буксировки при помощи троса. На крыше корпуса имеются габаритные огни, также по бокам — традиционные повторители поворота и основной свет спереди.

Внутри очень просторно. Мест три – водительское и совмещенный пассажирский диванчик. Удобное панорамное стекло дает хороший обзор, даже несмотря на носовое расположение двигателя.

Внутри все сделано для удобства водителя — вентиляционные люки, правильное расположение зеркал заднего вида и другие элементы максимально упрощают рабочий процесс. Сидение рулевого регулируется по наклону и вылету, этого достаточно, чтобы настроить рабочее место человеку любой комплекции.

Все органы управления скопированы и вставлены из кабины «ЗИЛ-130». Благодаря этому водителю не нужно было привыкать к чему-то новому. Стоит учесть, что все осталось не только по-прежнему, но и сохранило надлежащее удобство.

Датчики измерения и другие информационные приборы даже сейчас трудно назвать устаревшими. Типичный «ЗИЛ-133», помимо полного снаряжения и загрузки, способен тянуть дополнительный прицеп.

Конструкция кузова состоит из дерева, в отдельных модификациях она сделана из металла. У представителей со средней базой откидываются только боковые борта, машины с удлинённой задней частью обладают откидывающимися стенками со всех трех сторон.

Для увеличения вектора назначений на кузов можно устанавливать тент при помощи специального каркаса. Вместо грузового отсека для представителей «133-х» разрабатывались и разрабатываются модули для решения задач как в сельском хозяйстве, так и в других сферах промышленности.

Удобно то, что заказать грузовик можно с пустым шасси и самостоятельно вмонтировать необходимую установку. Актуально для предприятий с узконаправленной деятельностью.

Один шаг вперёд…

Для начала попробовали установить топливную аппаратуру Caterpillar, обладающую высоким давлением впрыска, на серийно выпускаемый дизель ЗИЛ-645, топливная экономичность которого не была идеальной. Двухсторонняя группа специалистов, детально ознакомившись с этим вопросом, пришла к выводу, что для наиболее эффективной работы американской аппаратуры необходимо на отечественном моторе изменить форму камеры сгорания и угол наклона форсунок, что и было реализовано. Обновлённый таким образом зиловский двигатель стал расходовать меньше топлива и обладал увеличенной мощностью.

Для АМО ЗИЛ это был абсолютно правильный шаг, поскольку суверенизация бывших союзных республик и разрыв хозяйственных связей между ними привели к тому, что новейший завод топливной аппаратуры для двигателя ЗИЛ-645, находящийся в Житомире, вышел из состава предприятия. Не изменила положения в лучшую сторону и установка на зиловские дизели чешской топливной аппаратуры Motorpal, от которой вскоре пришлось отказаться из-за непомерно выросших цен.

Другим важным направлением работы стала адаптация дизеля Caterpillar 3208 к конструкции серийно выпускаемых грузовиков и конкретным условиям эксплуатации. Этот двигатель, обладая в целом похожими с ЗИЛ-645 характеристиками и техническими решениями, мог стать логичной альтернативой российскому мотору для установки на части грузовиков (по заказу потребителей), неплохо вписываясь при этом в подкапотное пространство.

Совместная работа началась с адаптации дизеля Cat 3208 к конструкции серийно выпускаемых грузовиков ЗИЛ

Совместная работа началась с адаптации дизеля Cat 3208 к конструкции серийно выпускаемых грузовиков ЗИЛ

Спроектированный для грузовиков и автобусов, работающих в умеренно тяжёлых условиях, V-образный 8-цилиндровый Cat 3208 хорошо зарекомендовал себя при эксплуатации на сотнях тысяч американских машин. Несколько больший рабочий объём (10,4 л), чем у его российского предшественника, обеспечивал американскому мотору повышенную на 13,5% мощность, на 33% крутящий момент при меньшей на 15% собственной массе и на 8% сниженном удельном расходе топлива.

Турбонаддувная модификация этого двигателя развивала мощность 250 л.с. и крутящий момент 884 Н∙м. Экспериментальные работы показали, что наиболее целесообразным является применение атмосферной (безнаддувной) версии этого мотора мощностью 210 л.с. на самосвале ЗИЛ-4514 грузоподъёмностью 10 т. Несколько позже такая машина была изготовлена. Её испытания подтвердили заявленные характеристики американского мотора, а посему данную модель через некоторое время стали предлагать к реализации. Cat 3208, смонтированный на ЗИЛ-4514 полной массой 18 625 кг, обеспечивал грузовику максимальную скорость 85 км/ч, расходуя 25 л топлива на 100 км при скорости 60 км/ч.

Модель Cat 3114 стала самой популярной при установке на грузовики ЗИЛ

Модель Cat 3114 стала самой популярной при установке на грузовики ЗИЛ

История создания

После смерти Сталина бронированные автомобили были забыты, не разрабатывались и не использовались руководством партии и государства. Хрущёв, подчёркивая свой демократизм, предпочитал ездить в открытых автомобилях с кузовом типа Фаэтон. Необходимость бронированного автомобиля для руководителей государства была осознана после неудачного покушения на жизнь Леонида Брежнева 22 января 1969 года во время которого водитель ЗИЛ-111 И. Е. Жарков получил смертельные ранения.

Сдача на испытания первых экспериментальных автомобилей планировалась к 19 декабря 1982 года, ко дню рождения Леонида Ильича, но была отложена в связи с его смертью. В 1983-1985 годах автомобили прошли ряд успешных огневых тестов на обстрел из винтовки СВД, с подрывом гранат под бензобаком и на крыше. Кроме того были проведены сравнительные испытания с основным конкурентом — автомобилем Cadillac Fleetwood Limousine

, бронированным компанией

O’Gara Hess & Eisenhardt . Испытания показали, что поставленные перед разработчиками задачи реализованы весьма качественно, защита ЗИЛ-4105 значительно превосходила защиту американского автомобиля. По комплексу характеристик ЗИЛ являлся одним из лучших автомобилей своего времени в мире[2].

Интересные факты

  • В версиях 4.0-5.5 у обоих автомобилей была приборная панель, взятая от ЗиЛа из первой части (если присмотреться, можно заметить, что дисплей с информацией был просто заполнен однородной текстурой), в более поздних версиях — салон, основанный на Iveco Eurocargo первого поколения. Реальный же ЗиЛ 5423 имеет приборную панель от обычного ЗиЛ 4331.
  • В некоторых игровых роликах показан ЗиЛ 5423 с прицепом, который нельзя найти в игре.
  • В ролике начала новой игры, в момент, когда попутчик открывает дверь ЗиЛа, чтобы залезть в кабину, используется пререндеренная модель автомобиля, наложенная поверх видеоряда (таким же образом добавлен и сам попутчик). Это можно заметить по ярко выраженному хрому на колёсах и наличию текстуры наверху тента. К тому же, кабина ЗиЛ в этой сцене имеет более темную раскраску, чем в остальных.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

При максимальных нагрузках как тягачи, так и грузовики с платформой могут двигаться на приличной скорости, сохраняя при этом вменяемое управление.

Моторы, работающие на бензине и на дизеле производства заводов ЗИЛ и КамАЗ, демонстрируют до сих пор отличные качества в мощности и экономии в использовании. В таблицах представлены технические характеристики основных четырех моделей:

ТРАНСМИССИЯ

Для переключения передач в делителе служит пневмомеханический привод. Интересная его особенность: клапан включения исполнительного механизма связан с толкателем пневмоусилителя в системе привода сцепления.

Водитель может, не пользуясь педалями сцепления и акселератора, предварительно выбрать переключателем подходящую передачу в делителе и затем в нужный момент включить ее простым выжимом педали сцепления.

Удобство такого устройства при езде по местности с часто меняющимися дорожными условиями трудно переоценить. В таблицах представлены технические характеристики основных четырех моделей:

ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА

Весь механизм тормозов состоит из четырех элементов.

  • Рабочая система – основные тормоза, работающие на воздухе. Торможение задних и передних колес разделено. Управление производится посредством педали тормоза в кабине и тормозным краном посредством специальных рычагов;
  • Стояночный тормоз – цель обеспечить неподвижность на горизонтальной поверхности или небольшом уклоне. Система также работает пневматически через специальный краник. Тормозные камеры оснащены специальными энергоаккумуляторами, которые не дают заднему мосту допустить движение колес;
  • Вспомогательная система – актуальна при частом торможении. Снимает часть нагрузки с основных тормозов посредством торможения двигателем. Наличие этого элемента продлевает срок службы всех тормозов вместе;
  • Запасная система – служит для торможения автомобиля в случае отказа основных тормозов. Иначе называется аварийной. Для управления ею используется кран стояночной системы, который приводит в действие энергоаккумуляторы.

Для контроля всех систем в машине предусмотрена звуковая и световая индикация.

ШАССИ И ПОДВЕСКА

Рама состоит из двух лонжеронов штампованного типа, которые соединяются посредством поперечин. Последние играют важную роль в поведении рамы. Жесткость обеспечивается особенным строением первого, четвертого и пятого поперечных соединений.

Это важно, так как на первой установлены опоры для двигателя и некоторых других рабочих элементов; на третьей поперечине – лонжероны рамы; четвертая представляет собой две идентичные половины швеллерного сечения; на пятой – тягово-сцепное устройство.

Подвеска передних колес — зависимая на продольных полуэллиптических рессорах и телескопических амортизаторах. Подвеска задних колес — зависимая балансирная на продольных полуэллиптических рессорах с реактивными штангами. Рама — лонжеронного типа, штампованная, сварная.

Одобрения типа на Автомобили с КМУ + рабочая корзина (люлька)

Передвижные мастерские на шасси Камаз (6×6) с КМУ + рабочая корзина (люлька) Передвижные мастерские на шасси Камаз (4×4) с КМУ + рабочая корзина (люлька) Автомобиль с бортовой платформой на шасси Камаз (4×4) с КМУ + рабочая корзина (люлька)
Передвижные мастерские на шасси Урал (6×6) с КМУ + рабочая корзина (люлька) Передвижные мастерские на шасси Урал (8×8) с КМУ + рабочая корзина (люлька) Автомобиль с бортовой платформой на шасси Урал (8×8) с КМУ + рабочая корзина (люлька)
Автомобиль с бортовой платформой на шасси Урал (6×6) с КМУ + рабочая корзина (люлька) Передвижные мастерские на шасси IVECO (ИВЕКО) с КМУ + рабочая корзина (люлька)

Примечания

  1. С другой стороны, с 133Г40 автомобиль имеет, мягко говоря, не так уж и много общего. Скорее всего, за основу фургона просто брался ЗиЛ 5423 с присвоением похожего на другие номера. Либо (это только предположение, не подкреплённое фактами) существовал прототип фургонной модификации 5423, о котором были в курсе разработчики игры, явно сотрудничавшие с заводом, и который канул в небытие из-за низкого спроса на тягач.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

В ряд положительных качеств входит экономичная эксплуатация. Для ремонта автомобиля не требуется больших затрат, включая замену деталей. При закупке комплектующих покупателю легко ориентироваться в назначении элементов, так как они разделены на соответствующие подгруппы. Всё для замены можно приобрести у официального дилера, что добавляет гарантии качества. Если планируется массовый ремонт или покупатель является постоянным клиентом — обусловлена система скидок, что определенно притягивает.

Отрицательно машина «ЗИЛ-133» ведет себя в условиях абсолютного бездорожья или в заснеженную погоду. Несмотря на это, при любых погодных условиях грузовики верно выполняют свою работу. Негативное впечатление также оставляет шумоизоляция салона и качество обработки внешних элементов машин. Так или иначе, это можно списать на мелкие недостатки.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...