Как быстро оживить разряженный аккумулятор (эксперимент) — журнал За рулем

Для многих людей утро начинается с прогрева автомобиля для поездки по своим делам, и бывает очень неприятно, когда при запуске зажигания вместо звуков работы стартера наступает тишина. Это бывает тогда, когда аккумуляторная батарея разрядилась. Момент неприятный, но вполне обыденный. Именно по этой причине каждому автолюбителю нужно знать, как зарядить полностью разряженный автомобильный аккумулятор в домашних условиях.

Основные факторы, влияющие на работу АКБ

Разрядка устройства может произойти из-за неправильной эксплуатации. Иногда на это влияет нестабильная подпитка батареи: ее либо слишком сильно разряжают, либо слишком долгой держат подключенной к ЗУ.

Аккумулятор автомобиля

Причиной разрядки АКБ чаще всего является неверная эксплуатация изделия

Если АКБ сильно разрядить и оставить в таком состоянии надолго, то наступает процесс сульфатации, когда губчатый свинец превращается в свинцовые соли. Этот процесс напоминает цирроз печени, когда живые активные клетки превращаются в соединительную ткань. 

С другой стороны, нельзя часто использовать часто «быструю зарядку», которая не рекомендована производителями и может использоваться только в самых редких случаях. В противном случае активная масса батареи будет обсыпаться.

Также распространенная причина глубокого разряда АКБ – халатность водителя авто. Нередко автомобилисты забывают выключать фары, противотуманки, зажигание. В таком сотоянии машина может несколько дней простоять так в гараже. Важно отметить, что если автомобиль слишком долго находился на стоянке и заряд упал до 2 вольт, вернуть к жизни аккумулятор уже, скорее всего, не получится.

Когда требуется зарядка аккумулятора авто

Установленный  аккумулятор контролируется на напряжение в разомкнутой цепи, которое должно быть 12,5 В. Рабочее напряжение измеряется на клеммах после того, как батарея дозаряжена на стенде или с помощью бустера. Плотность электролита во всех банках должна быть одинакова, соответствующая условиям эксплуатации автомобиля. Замеры производятся на запущенном двигателе  со скоростью вращения вала 1500-2000 об/мин и включенном дальнем свете. Нормально, если напряжение в сети 13,8 – 14,5 В. Как недозаряд, так и перезаряд  имеет последствия для технического состояния аккумулятора.

Проверка плотности электролита

Для малообслуживаемых и гибридных батарей обязательно периодический контроль плотности и уровня электролита. Необслуживаемые батареи не имеют крышек, герметичны, эксплуатируются, пока держат заряд. Для них важна стабильность напряжения сети и отсутствие разрядки на ноль.

В каком случае аккумулятор не будет заряжаться

Если в обычных условиях аккумулятор будет плохо заряжаться при небольшой частоте вращения коленвала либо этот процесс вовсе не будет осуществляться, то при использовании незначительных «доработкок» можно полностью восстановить АКБ даже при работе двигателя на холостом ходу. Самым простым способом это сделать является повышение минимального значения оборотов.

В карбюраторных двигателях увеличить значение оборотов очень просто. Для этого достаточно подкрутить специальный винт или подсос у руля.

Если автомобиль оснащается инжекторным двигателем, то для увеличения значений минимальной частоты потребуется регулировать электронику. В любом случае, если необходимо достичь результата, при котором заряд батареи должен осуществляться во время стоянки машины, то вышеописанные действия позволят полностью решить эту задачу.

Если генератор сообщается с коленвалом посредством ременной передачи, то установка на вал устройства меньшего по диаметру шкива, позволит увеличить его мощность без увеличения оборотов двигателя.

При такой переделке, возможно, потребуется и заменить ремень на более короткое изделие (при условии, что используя стандартное регулирующее устройство, невозможно будет обеспечить необходимый уровень натяжения).

Что делать, если аккумулятор полностью разряжен

Многие автопроизводители утверждают, что одна полная зарядка хуже скажется на работе АКБ, чем несколько полных разрядок. Конечно же, постоянно доводить аккумулятор до такого состояния не нужно, но и отчаиваться, если он полностью сел, тоже не стоит.

Подзарядка аккумулятора авто

При постановке АКБ на зарядку важно соблюдать полярность

Возможно, что после глубокого разряда АКБ потеряет часть своей емкости, но его работоспособность все же сохранится. При глубокой разрядке понадобится ЗУ профессионального уровня или специалист достаточной квалификации. Поэтому наиболее безопасным решением проблемы будет обращение в автосервис, где профессионалы реанимируют АКБ.

Если АКБ «вырубилась» вдали от дома прямо на автомобиле, можно попробовать «прикурить» от аккумулятора другой машины. Однако перед этим нужно обратить внимание на контакты, обеспечить качественное соединение. Если на клеммах присутствует белесый налет, его нужно убирать.

Далее заряд будет происходить от генератора. Однако лучше попробовать восстановить аккумулятор дома, используя современные ЗУ, которые не требуют вмешательства со стороны и сами контролируют процесс.

Быстрая зарядка

Иногда нет времени долго ждать, а зарядные устройства имеют особую функцию «быстрый заряд». Данной функцией можно воспользоваться, но делать это нежелательно, так как она заметно снижает «продолжительность жизни» аккумулятора. По этой причине лучше по классической схеме решать вопрос о том, как зарядить полностью разряженный автомобильный аккумулятор, а не спешить.

Как запустить двигатель автомобиля с севшим аккумулятором

Если нет времени или возможности зарядить аккумулятор, можно завести двигатель и другими способами. Самый распространенный – прокрутить стартер от батареи другого автомобиля («прикурить»). С этой процедурой связано много мифов, касающихся большей частью очередности присоединения проводов к машине-донору и к автомобилю, который надо завести. На самом деле порядок присоединения не имеет никакого значения. Небольшой смысл имеет подключение первым плюсового провода (в любом порядке). В этом случае случайное касание корпуса не вызовет короткого замыкания.

Что делать при глубоком разряде аккумулятора

Подключение проводов при «прикуривании».

Главное – быть уверенным, что двигатель заведется. У разрядки аккумулятора должна быть явная причина – забытые включенными фары и т.п. Если АКБ разрядилась из-за нескольких неудачных пусков – “прикуривания» лучше избежать, иначе это закончится уже двумя севшими аккумуляторами. Еще надо учесть, что батарея-донор должна быть не менее емкой и не менее мощной, чем штатная АКБ. В противном случае это также прямой путь получить две разряженные батареи вместо одной.

Если аккумулятор полностью разрядился, а автомобиля-донора рядом нет или он не может подъехать так, чтобы было возможно подключить провода, двигатель прокрутить можно и не от стартера. Можно провернуть вал и со стороны колес. Это можно сделать «с толкача» или буксировкой.

Оба способа категорически не приемлемы для машин с автоматической коробкой передач.

Что делать при глубоком разряде аккумулятора

Запуск двигателя «с толкача».

Принципиально оба метода одинаковы, только в первом случае используется механическая тяга, а в другом – мускульная сила одного-двух человек (усилия облегчаются, если есть возможность толкать машину под уклон). Порядок действий таков:

  • водитель садится за руль и включает зажигание (чтобы рулевое управление не блокировалось);
  • выжимается сцепление;
  • включается вторая (или третья передача);
  • начинается буксировка или толкание авто.

Если машина буксируется другим ТС, надо начинать движение плавно, сначала выбирая слабину троса. При разгоне до скорости около 20 км/ч сцепление надо отпустить. Как только двигатель запустится, педаль сцепления надо нажать снова, чтобы мотор не заглох. После этого подается сигнал буксировщику или толкающим для остановки движения.

Что делать при глубоком разряде аккумулятора

Начало буксировки авто.

Еще один способ – пуск двигателя от пуско-зарядного устройства (не путать с зарядно-подзарядным). Если нет времени ждать несколько часов, пока батарея пополнит уровень энергии, можно запустить мотор от ПЗУ и надеяться, что аккумулятор зарядится в дороге. Надо учитывать риск заглохнуть у первого же светофора (это относится ко всем перечисленным способам старта при «пустом» аккумуляторе), и решать проблему придется на месте.

Что делать при глубоком разряде аккумулятора

Пуско-зарядное устройство.

Также существуют экзотические способы запуска. Они либо не очень эффективны (как помощь старту с помощью аккумулятора шуруповерта), либо могут окончательно убить батарею (как заливка внутрь спиртосодержащих жидкостей).

Более подробно описано в статье: 9 способов завести машину с севшим аккумулятором

Как правильно зарядить полностью севшую батарею дома

В домашних условиях зарядить АКБ несложно. Главное, следовать пошаговым рекомендациям, не спешить и соблюдать правила безопасности.

Подготовка аккумулятора к зарядке

Перед зарядкой необходимо снять батарею с автомобиля, убедиться в том, что автомобильный аккумулятор чистый, на нем нет повреждений и протеканий электролита. Следующий шаг – проверка консистенции электролита.

Подзарядка АКБ машины

В обычных свинцовых кислотных АКБ ток для заряда выставляется значением 1/10 от емкости

Он должен быть без посторонних предметов, чистым, прозрачным, без налета, осадка или хлопьев. Только после всех этих приготовлений можно начинать зарядку: сначала присоединяются положительная, а затем отрицательная клемма, а затем пускается ток силой 1/10 от емкости.

Пошаговая инструкция по реанимации

Вначале следует определить, насколько сильно разрядился аккумулятор. На герметичных батареях присутствует индикатор в виде поплавка, который всплывает при нормальной плотности электролита, демонстрируя определенный цвет.

Так, зеленый цвет означает, что заряда вполне достаточно, а красный – что его мало. Такие данные очень примерные и имеют ряд погрешностей. Также можно использовать вольтметр: если напряжение ниже 11,8 В – аккумулятор полностью разряжен.

Измерение тока аккумулятора

Начало зарядки должно соответствовать режиму, который советует производитель устройства

Чаще всего рекомендуется начинать с мощности 0,05-0,1 от общей емкости батареи. В таком режиме, как правило, заряжать нужно будет не менее 15 часов.

Заканчивать зарядку нужно только в том случае, если напряжение на клеммах при подаче одинакового заряда не изменяется в течение 1 часа. Для контроля подойдут любые вольтметры, при этом измерять следует постоянное значение.

Важным показателем при подзарядке АКБ является плотность электролита. В норме она должна соответствовать 1,25-1,27 г/см3. Ни в коем случае нельзя при зарядке доливать электролит, а только дистиллированную воду. Уровень электролита должен быть примерно на 1,5-2 см ниже краев аккумулятора. 

Сколько времени занимает подзарядка

Скорость зарядки зависит от характеристик самого аккумулятора и особенностей зарядного устройства. Таким образом на время будут влиять:

  • степень разрядки;
  • характеристики АКБ;
  • выбранный метод зарядки.

На быструю подзарядку уходит до 4-5 часов. Водители используют ее в тех случаях, когда нужно срочно куда-то ехать. Однако злоупотреблять таким способом нельзя – это заметно портит аккумулятор и снижает срок его службы.

При подаче постоянного напряжения зарядка может длиться сутки, а при непрерывном токе эта процедура займет немного больше 10 часов. Все очень индивидуально и универсального показателя не существует.

Увеличение срока службы аккумулятора автомобиля

В среднем срок службы аккумулятора составляет 3 года. Иногда производители устройств могут обещать до 5 лет эксплуатации. При бережном отношении к АКБ использовать ее можно намного дольше. Для увеличения срока эксплуатации не рекомендуется использовать батарею, если она уже достаточно разряжена. Особенно это касается зимнего периода, когда нагрузка увеличивается.

АКБ в машине

При работах с аккумулятором стоит использовать защитные перчатки и очки

Клеммы АКБ нужно периодически чистить и следить за тем, чтобы на корпусе не было подтеков электролита, грязи или мусора. Также нужно временами чистить вентиляционные отверстия. Обратите внимание на то, насколько хорошо зафиксировано устройство, поскольку аккумуляторы плохо переносят вибрацию, и в результате с пластин осыпается активная масса.

Специалисты рекомендуют обязательно следить за тем, нет ли утечки тока. В современные машины устанавливают огромное количество гаджетов и разнообразной электроники, которая подпитывается от АКБ.  Конечно же, разрабатываются такие приборы с учетом того, что они должны потреблять минимальное количество электроэнергии.

Для экономии зарядки аккумулятора лишнюю технику следует выключать, если в ней нет необходимости.

Один из новых способов продления службы батареи – использование термокейса. Он поможет сохранить температуру зимой и не допустит переохлаждения. Но стоит заметить, что такая вещь будет полезной только в том случае, если она с подогревом.

Сел аккумулятор, как зарядить без зарядки

Если энергии, севшего в ноль аккумулятора, после длительного простоя не хватает, чтобы привести автомобиль в движение, потребуется зарядка внешними источниками. Это может быть подзарядка от аккумулятора другого авто или использование внешнего источника энергии в виде батарейки или бустера. Возможно, придется воспользоваться «толкачом». Как подать первый импульсный заряд, в дальнейшем генератор добавит энергии, но после аварийного падения заряда необходимо провести замеры провести зарядку севшего аккумулятора сетевой станцией.

ПЗУ POWER

Севший в ноль аккумулятор заряжают током 2-3 А . Если напряжение на клеммах не растет в течение нескольких часов, аккумулятор нужно менять.

Необходимость замены АКБ

Как не оттягивай этот момент, но он все равно наступает. Если вы знаете, как заряжать автомобильный аккумулятор зарядным устройством, но ничего не получается, то этот момент настал. Также если пришла зима и холода, а ваша АКБ стала больше чем раз в неделю вас подводить, то это тоже «звонок». На самом деле лучше не тянуть и произвести замену аккумулятора. Это затраты, которые оправданы.

Меры безопасности при восстановлении емкости АКБ

При закипании АКБ выделяют ядовитые вещества, поэтому дом или квартира – не лучшее место для зарядки. Если другого помещения нет, постарайтесь делать это в хорошо проветриваемом помещении.

При работе с устройством нужно надевать очки и перчатки. В аккумуляторе находится кислота, поэтому существует риск нанести себе серьезные травмы. Заряжать аккумулятор нужно вдали от открытого огня, поскольку выделение водорода может спровоцировать взрыв. Также позаботьтесь о предохранителях в домашней электросети.

Поддержка рабочего состояния АКБ зависит от правильного использования прибора, соблюдения всех рекомендаций производителя и контроля за внешними признаками износа. Своевременное обслуживание сбережет не только деньги, но и время автомобилиста.

Видео

Предлагаем познакомиться с видео по правильной зарядке автомобиля, используемые приборы, как правильно подготовить оборудование к восстановлению работоспособности.

Техника безопасности

Перед тем как толкнуть аккумулятор телефона всегда помните о технике безопасности и ответственности за свои действия. Прежде чем слепо доверять непроверенным данным, размещённым на сайтах, посоветуйтесь со знающими людьми.

Помнить о таких несложных, но важных правилах:

  • При вздутии батареи не избавляйтесь от газов, а сразу её выбрасывайте. Оживление батареи сбросом газов просто исключено! Тем более не пытайтесь её заряжать или нагревать – она может взорваться!
  • Не оставляйте проблемный или ремонтируемый прибор без должного присмотра.
  • При проведении ремонтных работ контролируйте его температуру. Используйте для этого термопару, специальный термометр. Немедленно прекращайте работы при сильном нагревании поверхности.
  • При зарядке не используйте токи выше 50 мА. Определяйте силу тока путём последовательного подключения в цепь мультиметра или миллиамперметра.

Напоследок видео о том, как нельзя восстанавливать АКБ.

Теперь вы знаете как зарядить полностью разряженный аккумулятор телефона и сможете сделать это самостоятельно. Но не переусердствуйте в самооценке. Лишний раз посоветуйтесь с профессионалами.

О своих опытах и мнениях пишите в комментариях.

Как часто нужно подзаряжать аккумулятор?

Его следует заряжать минимум 2 раза в год, с периодичностью полгода (до зимы, после зимы).

Также после длительных простоев автомобиля, когда он долго не подзаряжался от генератора. Во время простоя АКБ сама по себе медленно разряжается, а также этому способствует включенная сигнализация на авто.

После глубокого разряда, когда забыли выключить фары или магнитолу и т.п.

Новый аккумулятор

Как правило, новую АКБ не нужно заряжать, то есть после покупки она полностью готова к использованию. Но некоторый контроль лишним не будет. После завершения вашей первой поездки с новой аккумуляторной батареей нужно сразу измерить напряжение. Во время проверки нужно отключить зажигание автомобиля.

Кроме этого, хотя бы раз в две недели производите осмотр вашего аккумулятора (на возможные механические повреждения и скопления пыли и грязи, которую следует регулярно устранять).

Периодически проверяйте клеммы вашего автомобиля, чтобы не допустить их окисления, а также проверяйте герметичность корпуса и всех выходных отверстий на АКБ.

Если вы производите «прикуривание» вашего автомобиля от другого, то следите за тем, чтобы не произошло перегорания проводки (выключайте зажигание). Один раз в месяц смотрите за работоспособностью реле-регулятора, а также генератора автомобиля. Периодически измеряйте показатели напряжения АКБ и не допускайте критического падения этого показателя до 30 %. Теперь вы знаете не только как зарядить автомобильный аккумулятор зарядным, но и как следить за ситуацией, чтобы не попадать впросак с АКБ.

Стоит сказать, что заряжать новый автомобильный аккумулятор не нужно, если вы доверяете продавцу. Если 100 % доверия нет, то не лишним будет измерить напряжение на клеммах во время покупки. Это делается довольно быстро и защищает вас от неприятных ситуаций.

Испорченная клемма

Утилизация старой аккумуляторной батареи

Нельзя ни в коем случае обойти данную тему, особенно в наше непростое время, когда экология находится в плачевном состоянии. АКБ, которые отслужили свой ресурс, не являются безопасными для здоровья людей, и оказывают негативное влияние на природу. Заслугой этому являются материалы и вещества аккумулятора. Сегодня распространены два основных типа АКБ для автомобилей (кислотные и щелочные). Причем первый тип встречается в разы чаще, нежели второй.

Каждый автолюбитель должен понимать, что старый аккумулятор нельзя просто выкинуть на свалку или же в придорожный кювет. АКБ должны собираться и утилизироваться соответствующим способом.

В России в настоящее время ситуация не такая удручающая, как это было хотя бы лет 15-20 назад. Сейчас имеется много пунктов приема отработавших АКБ, в которых вам дадут реальные деньги за аккумулятор, который больше не пригодится. Также во многих магазинах можно получить скидку на новый аккумулятор, если отдать им свой старый. Это экономия денег и забота об экологии, что немаловажно.

Холостой ход зимой

Что же происходит в зимний период времени? ДА практически тоже самое, главное запустить мотор, дальше все сделает генератор (если он исправный конечно).

Но зимой есть и свои условия – все дело в том, что холодный аккумулятор (например, при окружающей температуре в — 20), очень плохо берет заряд! Лишь после того как двигатель прогрелся и температура под капотом начинает расти, зарядка происходит интенсивнее.

Поэтому если ваши поездки, именно зимой — короткие (в крайне отрицательные температуры), желательно проверять зарядку батареи хотя бы раз в пару недель, батарея попросту может не успевать подзаряжаться. Грозит тем, что в один прекрасный момент (утром) не запустите двигатель.

Справедливости ради стоит отметить – если низких температур нет, скажем, держится «– 5», «- 10» градусов. То заряд будет происходить в нормальном режиме, волноваться не о чем.

Сейчас небольшое видео, смотрим.

На этом заканчиваю, думаю было полезно.

(63 голосов, средний: 4,54 из 5)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...