Как заменить втягивающее реле стартера

Втягивающее реле представлет собой компонент стартера, электромагнитный включатель, который передает ток от аккумулятора на стартер. Если бы втягивающего реле не  было, то ток, проходящий через аккумулятор, спалил бы зажигание, всю контактную группу.

Лада 2114 2005, двигатель бензиновый 1.5 л., 77 л. с., передний привод, механическая коробка передач — своими руками

Участвовать в обсуждениях могут только зарегистрированные пользователи.

Принцип работы втягивающего реле

Принцип работы втягивающего реле заключается в следующем: Повернув ключ зажигания, мы подаем слабый ток на втягивающее реле, которое, в свою очередь,  замыкает пятаки, включается электродвигатель стартера. Если бы втягивающего реле не  было бы, то ток, проходящий через аккумулятор спалил бы всё зажигание, всю контактную группу.

Для чего нужно втягивающее реле

Принцип работы втягивающего реле

Втягивающее реле представляет собой катушку, внутри которой находится сердечник с возвратной пружиной. В глубине устройства находится контактная пара с мощными контактами и перемычкой. Через нее в замкнутом состоянии протекают высокие токи для вращения стартера. При подаче на обмотку питания происходит втягивание сердечника внутрь катушки, и шестеренка входит в зацепление, соединяя собой вал стартера и маховик. Двигается на валу стартера по направляющим, которые не дают ей сместиться в сторону. Происходит это ровно столько, пока водитель держит ключ или кнопку запуска нажатой. Когда мотор заведется, питание с катушки  тягового реле стартера снимается и шестерня возвращается обратно.

Учитывая простоту устройства втягивающего реле, оно обладает высокой надежностью за исключением контактов, через которые текут большие токи. Простота порождает невысокую стоимость детали, но сказать о простое ее замены невозможно, потому что установить новое весьма проблематично. Схематично устройство втягивающего реле стартера состоит из нескольких элементов:

  • корпуса с катушкой внутри;
  • контактной группы с выводами под винт;
  • сердечника с возвратной пружиной;
  • рычажного механизма, с помощью которого передает воздействие на бендикс.

Конструкция реле стартера

Как работает втягивающее реле

Так как втягивающее реле стартера состоит всего из одного электрического компонента, то принцип работы прост. При подаче питания на катушку происходит втягивание сердечника. Тот соединен рычажным механизмом с бендиксом, который переводит в крайнее положение, сдвигая его к маховику. Когда шестеренка войдет в зацепление с маховиков, вращение от вала стартера будет передаваться на большую приводную шестерню двигателя. После того, как мотор запустится, работа втягивающего реле заканчивается, со снятием питания бендикс возвращается на место.

Функции втягивающего реле стартера

Тяговое реле выполняет довольно простые, но очень важные функции. Именно благодаря нему обеспечивается подача силового питания на стартер, когда водитель поворачивает ключ запуска. В устройстве оно имеет контакты с мощными выводами, которые замыкаются силовой перемычкой. Когда цепь питания смыкается, происходит подача тока на обмотку стартера, который вращает маховик и тогда двигатель запускается.

Типы втягивающих реле и их производители

Втягивающее реле является достаточно простым компонентом, но они также бывают разные и отличаются незначительными деталями. В основном все они  обладает единым устройством:

  • Главным составным компонентом является втягивающая катушка. Она расположена в металлическом или углепластиковом корпусе.
  • Внутри катушки имеется пустая полость, в которой имеется сердечник. При подаче питания создается ЭДС, которая магнитным потоком втягивает его внутрь себя.
  • Сердечник соединен с кронштейном или рычагом, при помощи которого двигается шестеренка бендикса. Это специальное устройство, которое установлено на валу стартера и перемещается по нему на пазах. Когда срабатывает втягивающее реле, за счет рычажной передачи бендикс смещается к маховику и переводит шестеренки в зацепление. Важно, чтобы она до конца входила в соединение, так как при недостаточном пятне контакта будет происходить серьезная выработка и двигатель не запустится.

Между запчастями от разных производителей может незначительно отличаться втягивающий механизм и еще несколько деталей. На рынке имеются детали от таких известных брендов, как Bosch, Ossca, Asam, Krauf и другие, но наиболее популярны запчасти Magneti Marelli. Их особенность заключается в применении надежной медной обмотки и стальных деталей с обработкой от коррозии. Запчасти от этой марки служат заметно дольше, но их цена также выше конкурентов. Обратите внимание, что не все производители предлагают ВР на все стартеры. Возможно, они похожи, но разница всегда есть и заключается в конструкции, форме и прочих деталях.

Втягивающее реле Bosch

В продаже имеется 4 типа втягивающих реле, которые различаются, прежде всего, по типу установленного стартера:

  1. Для автомобилей с не редукторным стартером старого типа, устанавливаемые на машины ВАЗ 2101-2107.
  2. Для машин со стартерами без редуктора – нового поколения, ВАЗ 2108-21099.
  3. Для стартеров с редукторами, устанавливаются на все остальные модификации отечественных автомобилей.
  4. Для стартеров с редуктором типа AZD. Такими модификациями комплектовались автомобили ВАЗ 2113-2115.

Производством этих запчастей для отечественных машин занимаются такие заводы, как Имени А.О. Тарасова (ЗиТ), БАТЭ в Беларуси, «Кедр» в Челябинске, Dynamo в Болгарии, предприятие «ИскРа» — совместный белорусско-словенский завод.

Схема втягивающего реле стартера

Чтобы понять принцип работы втягивающего реле, достаточно изучить его схему, так как оно является электрическим компонентом. Она состоит из двух обмоток, одной втягивающей и удерживающей. Один контакт для сокращения количества выводов присоединен к мощным контактам, через которые ток подается на обмотку стартера. Удерживающая и втягивающая обмотки отличаются диаметром и количеством провода.

Схема работы втягивающего реле

Схема включения катушки реле

Схема подключения втягивающего реле также не сложна, как и устройство этого компонента. К устройству подводится 3 провода. Один подключается к обмотке устройства, а два вторых обеспечивают цепь питания стартера. В схеме включения этого узла имеются следующие компоненты:

  • сама обмотка втягивающего реле;
  • мощные контакты внутри корпуса устройства;
  • питание на обмотку реле подается через ключ зажигания и предохранители;
  • возможно в некоторых автомобилях будет присутствовать реле, управляемое бортовым компьютером.

Где находится и сколько стоит втягивающее реле?

Втягивающее реле находится непосредственно на стартере.  К нему подходят два провода: красный тонкий – от замка зажигания,  толстый – от «+» аккумулятора.
Стоимость данного устройства  составляет от 350р до 500р.

Признаки и причины выхода из строя реле

К внешним признакам поломки втягивающего реле стартера относятся следующие аспекты:

  • При повороте ключа в замке зажигания не происходит никаких действий по запуску двигателя, или запуск возможен лишь при выполнении нескольких попыток.
  • После запуска двигателя стартер продолжает вращаться с большой скоростью. На слух это можно определить по сильному жужжанию механизма.

Неисправность в работе реле является одной из причин того, что машина не заводится, А причин его поломки может быть несколько:

  • выход из строя (перегорание) внутри реле контактных пластин (в народе их именуют “пятаками”), уменьшение площади их контакта, “залипание”;
  • обрыв (обгорание) втягивающей и/или удерживающей обмотки;
  • деформация или ослабление возвратной пружины;
  • короткое замыкание во втягивающей или удерживающей обмотке.

Как проверить втягивающее реле стартера мультиметром

Если вы обнаружили хотя бы один из перечисленных признаков, то следующим шагом по устранению поломки будет проведение детальной диагностики.

Неисправности

Тут все на лицо: обугленные проводки, залипшие контакты, сгоревшая обмотка, ну и общий износ тоже случается. Чтобы беда не застала врасплох, нужно прислушиваться к симптомам скорой гибели тяглового реле:

  • Движка заработала, но стартер продолжает мотать. Его звук неестественный и громковатый.
  • Наоборот, зажигание провернули, а стартер не мотает. Хотя щелчок релюшки был слышен.
  • Зажигание сработало, стартер мотает в холостую, так как движка не отзывается.

Тягловая релюшка на агрегате может разбираться, хотя чаще всего, нет (особенно, после девятки). Разобраться с устройством самого устройства можно, поменяв вышедшую из строя деталь, но лучше взять новую.

Цена втягивающего реле стартера  ВАЗ 2114  от 300 до 600 рублей в зависимости от региона страны.

Признаки неисправности втягивающего реле

  • Не крутит стартер.
  • Стартер медленно крутит двигатель.
  • После запуска двигателя стартер продолжает работать.

Не спешите сразу менять втягивающее, как правило, из большинства подобных проблем – втягивающее находится в рабочем состоянии. Поэтому предлагаю вам ознакомиться с другими возможными неисправностями по вашей проблеме:

  • Не крутит (не работает) стартер. Что делать?
  • Почему стартер плохо (медленно) крутит двигатель?
  • После запуска двигателя стартер продолжает крутить, что делать?

Типы втягивающих реле и их производители

Вкратце коснемся втягивающих реле, использующихся на автомобилях ВАЗ. Они делятся на четыре типа:

  • для не редукторных стартеров моделей ВАЗ 2101-2107 (“Классика”);
  • для не редукторных стартеров моделей ВАЗ 2108-21099;
  • для редукторных стартеров ВАЗ всех моделей;
  • для редукторов стартеров AZD (используются в моделях ВАЗ 2108-21099, 2113-2115).

Кроме этого, как упоминалось выше, они делятся на разборные и неразборные. Разборными являются более старые модели. Новые и старые являются взаимозаменяемыми.

Для автомобилей ВАЗ втягивающие реле выпускают следующие предприятия:

  • Завод имени А.О.Тарасова (ЗиТ), Самара, РФ. Реле и стартеры выпускаются под торговыми марками “КАТЭК” и “КЗАТЭ”.
  • БАТЭ. Борисовский завод автотракторного электрооборудования (Борисов, Беларусь).
  • Компания “Кедр” (Челябинск, РФ);
  • Dynamo AD, Болгария;
  • “ИскРа” (Iskra). Белорусско-словенское предприятие, чьи производственные мощности расположены в городе Гродно (Беларусь).

При выборе того или иного производителя необходимо учитывать, что самыми качественными и распространенными марками являются именно “КАТЭК” и “КЗАТЭ”. Также помните, что, если на вашей машине установлен стартер AZD, то к ним подходят “родные” реле, выпущенные на том же предприятии. То есть, с продукцией других заводов они не совместимы.

Итоги

Втягивающее реле стартера — несложное устройство. Однако его поломка является критичной, так как не позволит запустить двигатель. Проверку и ремонт реле может выполнить даже неопытный автовладелец, обладающий элементарными навыками слесарных работ. Главное, чтобы под рукой были соответствующие инструменты. В случае, если реле неразборное, все же советуем вам выполнить его замену, так как, по статистике, после выполнения ремонта срок его эксплуатации будет небольшим. Поэтому, если в вашей машине не работает втягивающее реле — купите аналогичное устройство и произведите его замену.

starter_cutaway-300x216.jpg

Втягивающее реле – компонент стартера, электромагнитный включатель, который передаёт ток от аккумулятора на стартер.

Как снять втягивающее реле?

Стоит отметить, что при замене втягивающего не обязательно снимать стартер, но если помимо втягивающего, вы желаете проделать обслуживание стартера, то ознакомитесь: Как снять стартер?

Для замены втягивающего реле нам понадобятся:

Снятие втягивающего реле со стартера

Снятие втягивающего реле со стартера

  • Гаечные ключи на «10» на «8».
  • Плоская отвертка.
  • Новое втягивающее.
  1. Снимаем минусовую клемму с аккумулятора ключом на «10».
  2. Находим втягивающее реле, и снимаем с него клемму красного провода.
  3. Затем ключом на «8» с задней части реле  откручиваем две болта крепления тягового реле (показано на рисунке).
  4. Снимаем силовой провод втягивающего, снимаем реле.

Важно!!! Снимать реле нужно осторожно: проследите, чтобы сердечник остался внутри.  Так же во втягивающем реле находится пружина – проследите, чтобы она не выпала.

Как правильно завести автомобиль при поломке стартера?

  1. Первым самым надежным вариантом запуска двигателя является так называемый запуск «с толкача». Просите прохожих или соседей по автостоянке подтолкнуть машину. В свою очередь, включив зажигание и первую передачу, запускайте движок и давите на газ до тех пор, пока она не заведется. Следует учесть, что данный способ подходит для механической коробки передач. В случае с АКПП завести машину таким способом будет гораздо труднее, так как понадобится приложить больше усилий для толчка. Для справки есть хорошая статья .
  2. Второй эффективный вариант — буксировка, т. е. вашу машину берет на буксир другое авто, и вы, проехав какое-то расстояние, запускаете двигатель. При таком запуске будьте предельно осторожны. Учтите, что при запуске двигателя авто ускорится и может догнать буксирующий автомобиль и повредить его.
  3. Следующий вариант запуска двигателя требует от водителя начальной технической подготовки. Он заключается в замыкании клемм стартера напрямую при помощи монтировки или отвертки. Сразу нужно заметить, что подручные средства перемычки клемм помогут лишь при поломке втягивающего реле стартера. Для выполнения этой процедуры вы должны перемкнуть силовые клеммы втягивающего реле. Но перед тем как выполнить перемычки клемм, не забудьте поставить машину на ручной тормоз, а коробку передач в нейтральное положение и включить зажигание.

Как установить втягивающее реле?

Новое втягивающее устанавливаем с новой пружиной, но без сердечника – т.к. оно осталось в стартере.

Как завести машину, если не работает втягивающее реле стартера

После перезапуска двигателя схема возвращается в нормальный режим, и если ключ зажигания 12 открывается перед вакуумным переключателем 30, в следующий раз, когда управляемый выпрямитель 80 будет оставаться проводящим и предотвратит последующий запуск транспортного средства без надлежащей работы ремни безопасности.

Схема 36 толкания, содержащаяся в каждом отдельном переключающем устройстве 32 сиденья, включает в себя транзистор 110 с его эмиттером, соединенным с переключателем 34 сиденья, и его коллектор, соединенный с втягивающим переключателем А. Когда транзистор 110 является проводящим, коммутатор 38, следовательно, соединен с положительный вывод батареи. Второй конденсатор 116 соединен с эмиттером через резистор 118 и имеет другой конец заземления.

Нет автолюбителей, которые хоть раз в жизни не попадали в ситуацию, когда стартер их автомобиля или аккумулятор упорно отказывались выполнять свою работу. И такое часто случается в неподходящий момент, когда вам необходимо срочно ехать, а времени на ремонт нет. Поговорим о том, как решить эту проблему самостоятельно.

Как завести машину, если не работает втягивающее реле стартера

No related posts.

No related posts.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...