Момент затяжки ГБЦ на двигателе ЗМЗ 406 и необходимые инструменты

Момент затяжки ГБЦ ЗМЗ 406 имеет большое значение: головку ведет при перегреве, чтобы избежать трещин, нужно грамотно обтянуть плоскость.

Параметры затяжки ГБЦ

Для затяжки ГБЦ важно знать три основных параметра

  1. Порядок затяжки болтов. То есть очередность их затягивания. Благодаря этому происходит выравнивание прокладки ГБЦ по всей плоскости головки
  2. Момент затяжки. Это усилие, с которым болт должен затянут. Этот параметр позволяет не только предотвратить обрыв болтов. Момент затяжки позволяет распределить одинаковое усилие между всеми болтами.
  3. Этапы затяжки. Помогают плавно распределить усилие затяжки на прокладку ГБЦ.

Порядок затяжки болтов ГБЦ ЗМЗ 406

Порядок затяжки болтов представлен в виде схемы где пронумерована очерёдность. С которой производится затяжка болтов. 

Схема затяжки болтов ГБЦ ЗМЗ 406

Затяжка ГБЦ   ЗМЗ  406

Момент затяжки ГБЦ змз 406

  • Первый этап заключается в том чтобы завернуть болты до соприкосновения их шляпок с поверхность ГБЦ. При том что не требуется прилагать усилие. Этот этап важный. Тем что он позволяет убедиться в правильности установки ГБЦ. Головка при установке может встать неровно на направляющих штифтах. И при затяжке уже с усилием. Может повредится как сама головка так и прокладка ГБЦ. Поэтому необходимо несильно прижать головку и убедиться что она прижалась равномерно
  • Когда головка села на свое место. При помощи динамометрического ключа производится затяжка ГБЦ. Приблизительно с половиной от максимального усилия.

Для ЗМЗ 406 предусмотрена предварительная затяжка с усилием 40-60 Н.м

Эта затяжка должна производиться согласно схемы представленной выше.

  • Третий этап предусматривает окончательную затяжку с усилием   145 Н*м

Затяжка также производится по схеме согласно порядка затяжки болтов.

После того как проведена окончательная затяжка ГБЦ ЗМЗ 406 необходимо дать головке отстояться. Чтобы прокладка села на свое место. И по истечении 30 мин. Осуществить контрольную проверку усилия затяжки. С максимальным усилием 145 Н*м

При установке прокладки головки блока необходимо нанести герметик. На ту часть прокладки которая прижимается к крышке механизма ГРМ. Это позволит избежать вероятность подтекания масла в этом месте. Завод изготовитель рекомендует использовать герметик марки  Эластосил 137-83.

Затягивание» соединений без динамометрического ключа

Когда динамоключа нет и для затяжки используется самодельное приспособление или безмен, нужно высчитывать усилие. Рекомендуемый момент в мануале указан в Ньютонах на метр, а весы выдают значение в килограммах

Важно знать параметр кгс·м, который рассчитывается по формуле:

кгс·м=»m/L,» где кгс·м – кг силы на метр, m – значение на весах, L – расстояние от центра болта до крепления весов.

1 кгс·м =»» 9,81 Ньютонов.

Отсюда формула для определения нужного усилия затяжки в кг, если известно это значение в Н:

m =»» Н · 0,102 · (1 / L),

  • m – значение на весах,
  • Н – требуемый момент затяжки,
  • L – расстояние от центра болта до крепления весов.

Перечень компонентов системы управления впрыском топлива и зажиганием

№ п/п Наименование Обозначение Изготовитель
1. Форсунка 0288150560 или

ZMZ 9261 DEKA ID

Ф. Бош

Ф. Сименс

2. Регулятор холостого хода РХХ 60. или

.9Е2.573000 РХХ 60

РФ

РФ

3. Датчик положения дроссельной заслонки 0.280122001 или

406.1130000-01

Ф. Бош

РФ

4. Датчик абсолютного давления АТРТ SNSR-0239 или

А2С5325796

Ф. Сименс

РФ

5. Датчик фазы 406.3847050-01

СМВ 2.030-00 или

406.3847050-03

РФ

РФ

6. Датчик детонации GT305 АБКЖ 402152.006 РФ
7. Датчик синхронизации 23.3847 или

406.3847060-01

РФ

РФ

8. Датчик температуры охлаждающей жидкости 234.3828 РФ
9. Дроссель с датчиком 4062.1148100-30 РФ
10. Катушка зажигания 406.3705, 3012.3705 или

405.3705

РФ

РФ

11. Свеча зажигания LR 15YC Ф. Бриск (Чехия)

Приложение 2

Порядок разборки и снятия двигателя

Прежде всего, подготовьте площадку для дальнейшего раскладывания всех элементов. Места должно быть столько, чтобы вы могли удобно разложить детали по порядку – так обратная сборка мотора пройдет гораздо быстрее и проще. При отсутствии достаточного пространства, помечайте элементы любым другим подходящим способом. Провода отмечайте и снимайте аналогичным образом.
Снимите капот и демонтируйте панель стеклоочистителя (так будет удобнее). Для защиты передних крыльев от повреждений, укройте эти элементы подходящим материалом. Разбирать можете в любой удобной для вас последовательности. К примеру, чтобы двигатель было максимально легко вынуть из моторного отсека, можете снять почти все имеющиеся навесные детали. Большинство мастеров предпочитает выполнять разборку, пока не остается лишь блок с поршневой. В отстыковывании насоса гидроусилителя от шлангов необходимости нет – достаточно попросту подвязать его или куда-то положить.
Вынув мотор, осмотрите пространство под капотом на предмет повреждений и загрязнений. Вымойте все как можно тщательнее при помощи металлической щетки и керосина либо бензина.

Измерьте чистый блок и коленвал. Может появиться необходимость в расточке. Если вы не имеете соответствующих навыков, лучше отвезите элементы на завод или в специализированную мастерскую – там все проверят и расточат на совесть. Заодно можете отдать спецам маховик и корзинку сцепления. В мастерской проверят маховик на биение и, если это будет нужно, выполнят его торцовку в месте прилегания диска сцепления, после чего сбалансируют в комплексе с корзиной и коленвалом. Для наших любимых ГАЗов такой сервис является очень даже полезным и необходимым.
Купите шатунные и коренные вкладыши, кольца и поршни по размерам. Забрав детали с расточки, еще раз промойте их и продуйте. Вооружившись 14-м шестигранником, отвинтите заглушки грязеуловителей, тщательно все там вычистите, после чего верните заглушки обратно. Если не получается открутить заглушки блока и головки (по размерам для них подходит 8-й шестигранник), не пытайтесь сделать это, прилагая большие усилия – можете повредить резьбу. В такой ситуации достаточно продуть по масляным каналам.

Важно

чтобы глухие резьбовые отверстия были полностью освобождены от тосола, масла и различных загрязнений.
Обязательно проверьте головку блока цилиндра в отношении особенностей ее прилегания непосредственно к блоку, состояние направляющих и клапанов, замените маслосъемные колпачки. Притирать все имеющиеся клапаны (а их здесь аж 16) – задача не самая веселая. Чтобы облегчить себе участь, можете отвезти головку на завод или в специализированую мастерскую.
После завершения всех вышеописанных мероприятий, можете приступать к сборке 406 двигателя.

Модификации двигателя ЗМЗ 405

  1. ЗМЗ 4052.10 — основной мотор. Используется на автомобилях Волга и Газель.
  2. ЗМЗ 40522.10 — аналог 4052.10, соответствует экологическим нормам Евро-2. Используется на автомобилях Газель и Волга.
  3. ЗМЗ 40524.10 — аналог 40522.10, соответствует экологическим нормам Евро-3. Используется на легковых автомобилях Волга.
  4. ЗМЗ 40525.10 — аналог 40522.10, соответствует экологическим нормам Евро-3. Используется на грузовых автомобилях Газель.
  5. ЗМЗ 4054.10 — турбо версия 405, стальной коленвал, кованая поршневая, интеркулер, СЖ 7.4, мощность 195 л.с./4500 об.мин, момент 343 Нм/об.мин. Производился мелкосерийно, стоил неадекватно дорого, поэтому тюнинговщики предпочитали ставить проверенные Toyota 1JZ / 2JZ.

Двигатель ЗМЗ 405

Установка распредвалов змз 406, засада

В 2015-16 году северный пушной зверек подкрался оттуда, откуда никто не ждал. На двигателях с завода стали появляться распредвалы с профилем кулачка, к которому не подходит профиль ни инжекторного, ни карбюраторных валов. Никаких внятных объяснений ни от заводчан, ни на форумах я не увидел. Можно предположить два развития событий. Первый вариант, это какая-то массовая партия «левого производителя». Второй вариант – сбившийся или сработавшийся копир на заводе. Ничегошеньки поделать с этим нельзя, «за неименеем гербовой, пишем на простой». С данными распредвалами, точная установка возможна только по трем индикаторам.


  • Как правильно выставить метки на 406 двигателе карбюратор

Источник: http://dlobal.ru/moment-zatyazhki-gbts-zmz-406-dinamometricheskim-klyuchom-dvigatel/

Подшипники качения

№ п/п Наименование Обозначение Кол-во
1. Шарикороликовый водяного насоса 6-5НР17124ЕС30 1
2. Шариковый натяжного ролика 60203А 2
3. Направляющий конец ведущего вала КПП, (в гнезде коленчатого вала) 60203 1

Особенности двигателя ЗМЗ 406

ЗМЗ 406 — родоначальник линейки моторов ЗМЗ 406, 405, 409, и их модификаций. Снискавший себе популярность на коммерческом транспорте, он не лишен конструктивных недоработок, что характерно для первопроходцев.

ZMZ-406.jpg

Силовой агрегат крайне чувствителен к перегреву. ГБЦ двигателя ЗМЗ 406 не справляется с вызванными температурой напряжениями, ее «ведет» и герметичность прокладки нарушается. Просто поменять деталь — это временный выход: поскольку плоскость головки уже искривлена, ее приходится фрезеровать.

В последующих моделях недостатки устранили:

  • из головки ушли каналы холостого хода;
  • была применена очень тонкая инновационная прокладка;
  • на 24 мм увеличилась длина стяжных болтов, это позволило разгрузить блок цилиндров в диапазоне хода поршневых колец.

Но все эти изменения коснулись новых модификаций моторов, а «дедушка» 406-й еще в строю и требует к себе внимания.

Видео установки и проверки меток ГРМ ЗМЗ-406

Хорошее видео показано много интересных моментов.

Удачи на дорогах. Ни гвоздя, ни жезла.

Дефектация плоскости ГБЦ

Затяжка ГБЦ ЗМЗ 406 не может быть выполнена правильно, если головка кривая и прилегает неравномерно. В искривлении плоскости можно убедиться, если приложить к ней металлическую линейку и попробовать подсунуть под нее щуп.

Можно положить головку плоскостью на доводочную плиту и немного потереть ее с притирочным порошком или пастой. Места провалов будут хорошо видны, так как они не тронуты абразивом.

На доводочной плите можно произвести незначительную правку с целью снять минимальный слой. Можно даже и полностью вывести неровности на плите. Тереть нужно со сменой направлений: кругами, вправо-влево, восьмеркой, тогда шероховатость будет минимальная.

Zamer-ploskosti-GBTS.jpg

Время от времени плоскость ополаскивают и проверяют распространение пятна контакта. Тяжелая головка плоскостью с вязкой абразивной пастой прилипает к плите, интенсивно двигать ее — тяжелый труд, но он способствует укреплению косых мышц спины. Везде есть свои плюсы.

Промывка и продувка сжатым воздухом ГБЦ после абразива — необходимая и крайне ответственная работа. Ни капли состава не должно попасть в двигатель.

Если плоскость получилось профрезеровать в допустимых заводом пределах, и других нареканий головка не имеет, ее можно устанавливать на место.

Поверхность блока должна быть очищена, а из отверстий под крепежные болты удалены попавшие туда капли охлаждающей жидкости. Если этого не сделать, то болт, затянутый по всем правилам динамометрическим ключом, не обожмет головку блока цилиндров должным образом, и со временем ослабит хватку. Для обеспечения корректной затяжки ГБЦ ничто не должно препятствовать процессу. Крепления выпускного коллектора и прочие дополнительные компоненты, устанавливаются потом.

Когда головка установлена на направляющих втулках, можно начинать затяжку, предварительно собрав инструмент.

Ремонт головки блока цилиндров двигателя ЗМЗ-405, ЗМЗ-406

Ремонт головки блока цилиндров производим при общем ремонте двигателя и при замене прокладки ГБЦ.

Очень важно сделать ремонт головки после того, как перегрели мотор.

Во время перегрева могут возникнуть дефекты, которые визуально можно не увидеть.

Поэтому нужно тщательно проделать все операции по ремонту головки цилиндров.

Во многом от этого зависит работа двигателя. И это избавит от лишней работы и затрат.

Хорошо отремонтированная головка – это 50% хорошей работы двигателя.

Основные принципы

Внешне эта процедура достаточно проста, но при ее выполнении нужно знать следующее. После затяжки нужно провести контрольное обследование. Для этого необходим динамометрический ключ. Контрольный момент заключается в следующем.

Настройка карбюратора Солекс 21083. Что нужно знать, при выполнении данного процесса, подскажет наш сайт.

В этой статье, находится интересный материал, про регулировку клапанов ВАЗ 2109.

Тут, находится видео тюнингованой Нивы.

Если после достаточно сильного приложения силы болт начал растягиваться, значит, все механические моменты проведены в точном соответствии с технологическим режимом.

Наиболее важными нужно считать следующие положения:

  1. Когда к болту состоялось приложение момента величиной в 20кГсм, а текучесть не была достигнута, болт следует заменить, он из металла повышенной прочности.
  2. При появлении значительного уменьшения болта, следует задуматься о его полной замене, так как он полностью разрушен.
  3. Другие нюансы этой технологической процедуры описаны только в инструктивных материалах к конкретной марке машины.

Протяжка ГБЦ 406

Если прокладка головки блока уже потекла, то протяжка вряд ли поможет. Но, тем не менее, ремонт часто начинают с почти безнадежной операции, и иногда это выручает. Например, если произошел обрыв болта, и в этом месте потекло. При подтяжке меняем болт, и все становится на свои места. Также это может помочь, если болт растянулся выше предела упругости.

Протяжка ГБЦ 406 выполняется, когда этого требует регламент технического обслуживания. Если произошел перегрев, который не привел ни к каким негативным последствиям, также стоит сделать протяжку. Возможно, произошла вытяжка крепежа, которая не дала еще о себе знать.

Совершенно точно не нужно превышать регламентированное усилие. Если состояние крепежа позволяет, доведите момент до верхней границы допуска.

Нельзя протягивать болты, не дав двигателю остыть, это может привести к серьезным поломкам.

Полезные советы

После установки головки блока не торопитесь откладывать в сторону динамометрический ключ. В ходе дальнейшей сборки еще предстоит установка распределительных валов.

Затянуть болты крепления крышек распредвалов надо моментом 19–23 Н·м, 1,9–2,3 кгс·м. Для этого понадобится другой динамометрический ключ — с меньшими границами диапазонов.

Старайтесь выбирать такой динамометр, чтобы значения измеряемых величин не находились на крайних границах его шкалы.

Болт крепления зубчатого колеса распределительного вала зажимается моментом 56–62 Н·м, 5,6–6,2 кгс·м. Больше затруднений может вызвать установка положения распределительных валов, но в этой статье речь о другом.

Если вы не знаете момент затяжки, не нужно его рассчитывать в соответствии с какими-то зависимостями от размеров и класса прочности крепежа, они могут не совпасть с рекомендованными заводом-изготовителем. Во всех руководствах по ремонту прописаны моменты затяжки ответственных резьбовых соединений: они упоминаются в соответствующих разделах и сведены в специальные таблицы. Например, это болты:

  • крепления водяного насоса;
  • крепления крышки головки блока;
  • впускной трубы;
  • опоры коленчатого вала.

Там же есть и таблицы моментов затяжек крепежа общего назначения.

Ustanovka-peredney-kryshki-GBTS-ZMZ-406.jpgУстановка передней крышки головки блока цилиндров ЗМЗ 406.

Опытные механики рекомендуют менять крепеж головки блока при каждой новой затяжке. Если уверенности в его надежности нет, то лучше с ними согласиться. Кто хорошо знает историю ремонтов своей машины сам примет верное решение.

Источник

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...