Стартер ВАЗ-2109. Что нужно знать каждому уважающему себя водителю

52) Как своими руками провести ремонт стартера ваз 2109:инструкция

Схема стартера и назначение

На всех авто без исключения, а значит, и на ВАЗ 2109 стартер отвечает за запуск двигателя, а точнее, раскрутку коленчатого вала. По сути, он является маленьким электродвигателем. Устройство стартера ВАЗ 2109 включает в себя подвижный ротор, две обмотки, а также бендикс с комплектом щеток. Как же все это работает? Вокруг стартерной и роторной обмотки создаются магнитные поля противоположного значения, что приводит в динамику подвижный элемент. Подать напряжение на стартер довольно легко, а вот для ротора нужен посредник – щетки, состоящие из графита и меди.

Фото составляющих стартера ВАЗ 2109, autoposobie.ru

Что же насчет бендикса стартера ВАЗ 2109, то этот элемент передает движение на маховик. Состоит деталь из следующих частей: вилка, соединяющая механизм с втягивающим реле, обгонная муфта, обеспечивающая движение в одну сторону, и шестерня. Многие автомобилисты знакомы с ситуацией, когда эта деталь стирается. Пробуксовка бендикса хорошо слышна и свидетельствует о том, что установка нового комплекта неизбежна. И хотя причиной часто служит загрязнение механизма, чистить его не рекомендуется. Бендикс из-за пыли и сажи подвергается износу, часто неравномерному, и даже после промывки уже не будет выполнять свою функцию на должном уровне.

На фото - бендикс стартера ВАЗ 2109, dunaevtsy.khm.olx.ua

Существует редукторный стартер и простой. Отличной является схема передачи крутящего момента на маховик. Редукторный стартер имеет дополнительный элемент между якорем и бендиксом. Многие считают такую конструкцию более продуктивной и менее прожорливой. Правда, ремонтируется редукторный агрегат сложнее.

Сравнительные характеристики штатных стартеров ВАЗ 2109

  423.3708 5712.3708
Номинальная мощность 1,3 КВТ 1,55 Квт
Максимальна сила тока при запуске двигателя 250 А 370 А
Потребляемая сила тока при срабатывании реле 500 А 700 А
Потребляемая сила тока на холостом ходу 60 А 80 А

Ремонт стартера на ВАЗ 2108-ВАЗ 21099

Примечание!
На автомобилях семейства Самара использовалось разные стартера в зависимости от времени и от года их существования. Первый носит маркировку «426.3708» (мы и разбираем в данной статье), второй «5712.3708», ну а третий «29.3708». Первый и третий стартер похожи между собой и разбираются они практически аналогично, у них только коллектора и рычаги привода отличаются. Второй стартер отличается: более компактный, состоит почти из тех же деталей, но ремонт по аналогии с 1-м и 2-м может не удастся, не понимая принципа работы данного механизма. 

Разборка

1) В начале операции снимите непосредственно с автомобиля, а без проблем справится с задачей вам поможет подготовленная нами инструкция из статьи: «Замена стартера на ВАЗ» – процесс подробно описан.

Примечание!
Стартеры снимаются идентично независимо от маркировки!

2) Возьмите гаечный ключ либо накидную головку с воротком и выкрутите гайку клеммы вывода обмотки статора (она находиться ближе к корпусу и указана красной стрелкой на первом фото ниже, а синей стрелкой показано бывшее местонахождение). После скиньте клемму вывода обмотки статора, затем с обратной стороны, повернув стартер, открутите два винта, крепящие втягивающее реле и потяните. Аккуратно извлеките из отверстия (фото 3) и отцепите конечную часть (называется якорем и красной стрелкой указана) от рычага, в который якорь входит. Якорь так же может у вас и не вынуться, потому что если он не выйдет из зацепления с рычагом, а вы за реле будете тянуть, реле само отсоединиться, а якорь останется внутри.  В подобной ситуации возьмите за него рукой и выньте, выведя из зацепления. Если якорь всё же вышел вместе с реле, то потяните за него рукой и отсоедините. Снимите пружину и уплотнительное кольцо (фото 4). В случае наличия деформаций и рваных частей, данное кольцо заменяется новым.

Снятие клеммы вывода обмотки статора, отворачивание винтов крепления втягивающего реле и его снятие

3) Найдите отрезок какой-нибудь трубы подходящего диаметра, чтобы сбить ограничительное кольцо со стопорного. Приставляйте трубу к ограничительному кольцу (фото 1) и ударами молотка сбейте (стрелкой на фото 2 указано сбитое, а под ним находится стопорное кольцо, обозначенное красной стрелкой). Снимайте стопорное и ограничительное кольца, пронеся вдоль вала (фото 3). Следом снимите защитную крышку вала, отвернув отвёрткой два винта крепления (фото 4).

Сбивание ограничительного кольца и снятие его и под ним находящегося стопорного кольца, а так же отворачивание винтов крепления крышки вала якоря

4) Снимите стопорное кольцо, подцепив с помощью отвёртки либо с помощью острых щипцов, как показано на фото 1. Теперь вы обнаружите шайбы, необходимые регулировочные, поэтому их сразу отложите и не потеряйте.  Отворачивайте две гайки крепления крышки (крышка синей стрелкой на фото 2, а гайки красными) и снимите её. Затем, взяв в руки отвёртку, отожмите ей пружины обеих изолированных щеток (одна из пружин указана стрелкой и наглядное её отжимание показано на фото 3) и выньте изолированные щётки из щёткодержателя. Снимите щёткодержатель со стартера (фото 4).

Снятие стопорного кольца, отворачивание гаек крепления крышки и снятие щёткодержателя с вала якоря

Примечание!
Существует 2 изолированные щётки, припаянные к выводам обмоток статора  (указаны буквой «А»), поэтому от них необходимо отжимать и отсоединять две пружины. В противном случае вы просто оторвёте щётки. На щёткодержатели также присутствуют неизолированные щётки, обозначенные буквой «Б».

Стрелками показаны изолированные и неизолированные щётки обмотки стартера

5) Далее возьмитесь за корпус статора рукой (фото 1 красным указателем) и выньте. Рукой снимите упор рычага (фото 2)  пластмассового типа (будьте бережны – довольно хрупкий). Вдоль крышки снимите якорь, вынув рукой как на фото 3. Снимите промежуточную опору с вала (фото 4), потянув за неё.

Вынимание корпуса статора, снятие пластмассовой опоры с рычага который она крепит и вынимание якоря после этого

6) Вместе с якорем снялся привод стартера – отложите в сторонку и возьмите привод отдельно.  Удалите щипцами верхнее стопорное кольцо (фото 1), затем тарельчатую шайбу (фото 2), упорную шайбу (см. фото 3) и муфту совместно с рычагом (фото 4) снимите с привода. Осталось снять упорное кольцо.

Разборка привода стартера и снятие с него в дальнейшем рычага который красной стрелкой указан

7) Переходим к разборке втягивающего реле. Если вы уверены, что оно у вас исправно, то разбирать не стоит. Однако в большинстве случаев неполадка кроется именно в нем (щёлкает стартер). ,Отверните в начале два винта (фото 1 красными стрелками) и две гайки (синей стрелкой). Берите паяльник и отсоедините им оба вывода обмоток от выводов реле (иначе не снимите крышку). Снимаем крышку (фото 3) и извлекаем контактную пластину (фото 4).

Выворачивание винтов и гаек и снятие после чего крышки втягивающего реле, где мы получаем доступ ко всем доступным для нас контактом реле

Примечание!
Болты на фото 3 называются пятаками, чтобы их вынуть достаточно открутить как на нижней фотографии.  На болтах и на пластине не должно присутствовать никаких окислений, признаков ржавчины и сильно въевшейся грязи – одним словом они должны находиться в чистоте. Если после зачистки пластины и болтов результата никакого не произошло, значит реле скорее всего нуждается в замене. 

Выворачивание контактных болтов и дальнейшие их снятие

8) Разбираем пластину: воспользовавшись отвёрткой подденьте пружину и снимите её (фото 1), щипцами снимите маленькое стопорное кольцо (фото 2) и за ним все остальное вплоть до изолирующей шайбы (фото 3).  Убираем пластину (фото 4) и все детали до тех пор, пока один шток не останется. Главное – запомните последовательность своих действий и порядок деталей. Рекомендуем снять процесс на видео, тогда вы не запутаетесь во время обратной установки.

Разборка штока контактной пластины

Сборка

1. Соберите реле, одев крышку и припаяв выводы обмоток к контактам (фото 1). После пайки смажьте моторным маслом детали в местах, обозначенных стрелками на фото которые. Смажьте втулки с фотографии номер 3.

Установка крышки на реле, проверка вала якоря и смазка крышки и втулок промежуточной опоры

2. Когда доберётесь до установки крышки и поставите её, закрепив гайками, переходите к установке регулировочных шайб. Осевой зазор у вала якоря стартера подбирается данными шайбами (он не должен составлять более 0.5 мм, проследите за этим и по мере необходимости уменьшите либо наоборот увеличьте количество регулировочных). Продолжайте сборку, а, дойдя до установки пластмассовой опоры (синей стрелкой на фото 3) на рычаг (красным), устанавливайте выступом к краю. Обязательно проверьте, чтобы обе шпильки проходили через изолирующие трубки (фото 4).

Смазка шлицов муфты и регулировка осевого зазор у вала якоря, а так же установка пластмассовой опоры на рычаг и проверка втулок

Примечание!
После установки якоря проследите за наконечником – должен направляться вниз и 
войти в зацепление с рычагом.

Якорь втягивающего реле и его наконечник, на котором язычок должен смотреть вниз при зацеплении с рычагом

Дефектовка деталей стартера

Примечание!
Дефектовка – народное название проверки деталей на наличие дефектов. 

1. Очистите от налипшей грязи снятые детали и проверьте статор на работоспособность контролькой (контрольная лампочка) на 220 вольт либо мегомметром. Подсоединяем контакты лампы: один на вывод обмотки статора (фото ниже), а второй на корпус. Лампочка горит? –   повреждена изоляция у проводки.  Данную процедуру проделайте со всеми выводами. Если вы используете мегомметр, то сопротивление не меньше 10 кОм. Поврежденная обмотка подлежит замене.

Проверка всех трёх обмоток статора на работоспособность

2. Переходим к проверке якоря: осмотрите якорь, сперва обратите внимание на коллектор (фото 1). При наличии загрязнений, рисок, различного рода царапин – зачищаем мелкозернистой шкуркой. А если же вы увидите, что между пластинами коллектора выступает слюда или он сильно шероховатый и шкурка не справляется, тогда проточите коллектор на токарном станке. Далее переходите к валу якоря (фото 2), на нём скорее всего вы обнаружите желтый налёт от подшипника. Зашкурьте и заодно проверьте шлицы и цапфы (стрелками указаны), на которых не должно присутствовать задиров, забоин и пр. В противном случае якорь подлежит замене. Проверьте пайку выводов обмотки якоря к пластинам коллектора (фото 3), всё должно держаться хорошо и не отслаиваться. Диаметр обмотки по торцам не должен превышать диаметр пакета железа якоря. По принципу, описанному выше, проверьте якорь контролькой: 1 контакт подсоединяется на пластину коллектора, а другой на сердечник.  Лампа горит? –  пластины либо бьют на массу, либо обмотка замыкает, якорь меняем. Схему подсоединения проводов смотрите на фото 4.

Проверка якоря стартера на его работоспособность

3.  Повращайте рукой в обе стороны шестерню привода –  должна вращаться свободно и без заедания только в одну (по часовой стрелке) сторону. Если вращается в обе стороны – меняйте привод. Проверив привод, оденьте на место (фото 2) и вдоль вала поперемещайте – без заеданий и задержек. Шлифуйте любые неровности.

Проверка вращения шестерни и проверка её перемещения на валу якоря

4. Осмотрите втулку в картере сцепления – достаётся с помощью метчика подходящего диаметра. Нарезаем резьбу и вынимаем её.  На фото 1 местонахождение втулки. ). Её необходимо вынимать лишь при наличии любого рода дефектов. Переходим к проверке щёткодержателя: щётки, изнашиваясь, теряют высоту и если она меньше 12 мм то данную щётку необходимо заменить (фото 2). Обязательно обратите внимание на перемещение щеток и держатели (фото 3) –  они должны прочно крепить щётки. Контрольной лампой проверьте, чтобы щётки у вас не замыкали на массу. На фото 4 схема подключения контрольки.

Осмотр втулки находящейся в картере сцепления и по необходимости её замена, а так же проверка всех щёток щёткодержателя и их опор

5. И в завершение проверим втягивающее реле и как пружинки прижимают щётки. Щёткодержатель установите на место (фото 1) и пружинками зафиксируйте щётки. Воспользуйтесь динамометром либо на ощупь определите силу, с которой отрываются пружинки от щёток (необходимо в районе 0.9-1.1 кг). К реле подсоедините омметр и замерьте сопротивление: один контакт на массу, а второй сперва на удерживающую обмотку (смотрите фото 2 и линию жёлтого цвета, прибор должен выдать 0.725-0.795 Ом), а затем на втягивающую обмотку (фото 2 и линию красного цвета, прибор же должен показать значение в районе 0.52–0.59 Ом). Проверку проводим в тепле ( +15 по +25 °С), иначе показания могут различаться.

Проверка втягивающего реле и того с какой силой пружины держат щётки

Примечание!
На пятаках не должно быть нагара, задиров и пр. – любые дефекты зачищаем шкуркой. Если не зачищается, то разверните болты на 180° можете другой стороной относительно пластины.

Осмотр пятаков они же контактные болты и контатакной пластины

Дополнительный видеоролик

Качественные советы и подробная информация о разборке стартера на примере ремонта бендикса в видеоролике ниже, приятного просмотра:

Примечание!
Прикрепляем ссылку на видео по зачистке пятаков от окисления:

http://www.youtube.com/watch?v=VXAgZh09YzE

Вы не робот?

Мы зарегистрировали подозрительный траффик, исходящий из вашей сети.
С помощью этой страницы мы сможем определить, что запросы отправляете именно вы, а не робот.
Поставьте отметку, чтобы продолжить.

Если вдруг что-то пойдет не так, попробуйте другой вариант.

Как провести ремонт стартера своими руками

Ремонт стартера ваз 2109 не представляет особой сложности для бывалого шофера, успевшего познакомиться с этой деталью в старых моделях классических «Жигули».Эта деталь достаточно проста  в своей конструкции, как и у большинства автомобилей этого семейства.
Деталь состоит из:

  • электромотора постоянного тока, который имеет 4 полюса, наделенных электромагнитным включением;
  • так же есть муфты свободного хода;
  • реле тяговое.

Неисправности стартера

Неисправности данной детали легко различить. Общая конструкция стартера «девятки» не претерпела абсолютно никаких изменений, хотя разработчики и модернизировали некоторые элементы.
Итак:

  • Основным отличием от прежних моделей стартера является втулка вала, которая устанавливается уже не в стартере, а в системе сцепления. И об этом элементе часто забывают, проводя ремонтные работы, люди не получившие специального технического образования и не изучившие схему «девятки». Для замены втулки стартера на Ваз 2109 надо иметь некоторые навыки. Если вы раньше не выполняли этой работы, тогда можно оказаться лицом к лицу с различными сложностями.
  • Другая неисправность, которую хотелось бы выделить, это втягивающее реле стартера ваз 2109. Данная деталь также становится виновником неисправности стартера «девятки» довольно часто.
    Ее поломкой можно считать пустое многократное срабатывание, не удержание шестерни в требуемом зацеплении.

В остальном, дефекты, связанные со стартером модификации Ваз 2109 встречаются такие:

  • не вращается вал стартера или делает это очень медленно;
  • проскальзывает шестерня, это происходит при плохом зацеплении с венцом маховика, хотя вал и вращается;
  • во время работы стартер издает постукивания или нехарактерный звук.

Заметив одну из вышеперечисленных неисправностей, необходимо немедленно переходить к ремонту. Если вы не сделаете эту работу сразу, тогда рискуете окончательно повредить деталь и уже не суметь ее отремонтировать.

Демонтаж

демонтаж стартера

демонтаж стартера

Перед устранением неполадок стоит посмотреть на работу аккумулятора.  Симптомы слабого аккумулятора часто бывают похожи на неисправности стартера.
Следует также проверить коммуникацию следующего типа: аккумуляторная батарея  / замок зажигания / стартер / реле тяговое.Снять стартер не так сложно.
Для этого надо:

  • снять клеммы с аккумулятора;
  • разобрать защиту картера двигателя;
  • отключить клеммы электропроводки;
  • открутить гайки крепления стартера к картеру (их бывает три).

Внимание: В процессе демонтажа необходимо уделить особое внимание таким частям стартера, как якорь, состояние обмотки, дефекты шестерен, чистоту контактов и многое другое.

Устройство стартёра на ВАЗ 2109, как он работает

Стартёры на ВАЗ 2109 – двигатели постоянного тока, с максимальным потреблением от 500 A до 700 A. При нормальной работе потребляется 260 A, при мощности порядка 1.3 Вт. Они отличаются от прочих пусковых устройств тем, что опора у конца якорного вала отсутствует, вместо неё – втулка, запрессованная в картер сцепления.

Устройство стартера

Устройство стартера: 1. Вал якоря; 2. Шестерня привода; 3. Втулка шестерни; 4. Ролик муфты свободного хода; 5. Кожух муфты; 6. Ось рычага привода шестерни; 7. Крышка стартера со стороны привода; 8. Рычаг привода шестерни; 9. Якорь тягового реле; 10. Корпус тягового реле; 11. Втягивающая обмотка тягового реле; 12. Удерживающая обмотка тягового реле; 13. Шток тягового реле; 14. Сердечник тягового реле; 15. Контактная пластина; 16. Крышка тягового реле; 17. Контактные болты; 18. Торцевой коллектор;19. Щетка; 20. Пружина щетки; 21. Втулка крышки стартера; 22. Кожух; 23. Стяжной болт; 24. Крышка стартера со стороны коллектора; 25. Обмотка якоря; 26. Сердечник якоря; 27. Обмотка статора; 28. Полюс статора; 29. Корпус стартера; 30. Ограничительный диск; 31. Поводковое кольцо; 32. Центрирующий диск; 33. Буферная пружина; 34. Наружное кольцо муфты свободного хода; 35. Ступица муфты свободного хода; 36. Ограничительное кольцо хода шестерни; 37. Направляющий стержень; 38. Плунжер; 39. Стартер; 40. Вспомогательное реле включения стартера; 41. Монтажный блок; 42. Выключатель зажигания; 43. Генератор; 44. Аккумуляторная батарея; 45. I.Схема работы обгонной муфты.

Основные элементы, составляющие конструкцию стартёра ВАЗ 2109, это:

  1. Передняя крышка с подшипником скольжения;
  2. бендиксПривод включения или механизм бендикса (роликовая обгонная муфта, чтобы механизм прокручивался только в одном направлении). Цилиндры блокируют поворот в противоположную сторону, вилка связывает элемент с втягивающим реле, шестерня – с маховиком. Через зубчатый венец, передаётся вращающий момент коленвалу двигателя. Муфта на валу якоря смещается по винтовой нарезке, сделанной в передней его части;
  3. У модели №5712 далее на оси расположен планетарный редуктор. У такого стартёра вал бендикса и якоря расположены параллельно. Скорость вращения муфты меньше, зато гораздо выше вращающий момент на маховике. Как результат, беспроблемный запуск гарантирован и при низкой температуре воздуха, а напряжение при раскрутке маховика не садится, пусковой ток на якорных обмотках нужен намного меньший;
  4. Подвижная часть устройства, ротор с коллектором, размещены за бендиксом или за редуктором;
  5. Статор, в металлическом корпусеСтатор, в металлическом корпусе. Имеет четыре полюса, которые закреплены винтовым соединением вместе с катушками обмотки внутри корпуса. Из них 3 катушки последовательно соединяются с обмоткой якоря (сериесные катушки). Одну из катушек подсоединяют параллельно (шунтовая катушка), так что, стартёр –электродвигатель смешанного возбуждения. Это даёт большой вращающий момент в заторможенном состоянии и не слишком высокую частоту вращения якоря на холостом ходу.
  6. ЩёткодержательЩёткодержатель, к нему крепятся четыре медно-графитовые щётки, плюсовая пара и минусовая. Вместе вся конструкция составляет щёточный узел. С помощью щёток происходит передача тока на якорь;
  7. С задней части стартёр закрыт ещё одной, задней крышкой на подшипнике скольжения;
  8. Сверху размещено втягивающее электромагнитное реле. Оно приводит роликовую обгонную муфту в зацепление, а напряжение от него передаётся на якорь реле. Внутри реле – катушка, с медным изолированным проводом и металлическим стержнем (сердечником). Он движет шток контактов, которые помещены в задней части, а также рычаг обгонной муфты;
  9. Якорь, составленный валом, на котором нанизаны и напрессованы пластины из электротехнической стали, с прорезями. В них проложена медная ленточная обмотка с картонной изоляцией. Концы якорной обмотки зачеканенной пайкой соединяются с коллекторными пластинами. Вал крутится в металлокерамических втулках. Из них передняя – в картере сцепления, туда и ставится передняя часть вала, когда стартёр устанавливают. Задняя же запрессована в крышку пускового устройства;
  10. Приводной рычаг.

зубчатым венцом маховика

Вся конструкция скрепляется с зубчатым венцом маховика, через шестерню привода. При подаче напряжения, на втягивающей обмотке реле появляется электромагнитное поле. Замыкаются электрические цепи обмоток статора, якоря, возникает ЭДС. Она приводит во вращательное движение якорь. Последний, с помощью рычага, передвигает муфту вперёд. Передаточная шестерня сцепляется с зубьями венца и передаёт вращающий момент на маховик мотора.

ЯкорьЯкорь проходит к своей крайней точке движения, замыкая контакты реле на противоположной стороне. При этом ток больше не течёт через 1-ю обмотку, ведь её концы замкнуты на «плюс» аккумулятора. Втянутый якорь удерживаем сравнительно слабый магнитный поток, создаваемый магнитным полем на обмотке удерживающей. Дополнительно подаётся ток к соответствующим элементам двигателя пускового устройства.

стартёре №5712В стартёре №5712 вращающий момент, через преобразователь (редуктор), передаётся на 2-й вал. В других моделях передача усилия происходит через шлицы на ступицу, непосредственно, в обоих случаях, запускает вращательное движение обгонной муфты.

Роликовая обгонная муфтаРоликовая обгонная муфта имеет в конструкции 2 кольца, внутреннее и внешнее. При этом, внутреннее кольцо надето и закреплено на валу, с которым и поворачивается. Наружное связано с передающей шестернёй, соединённой через зубчатый венец с маховиком двигателя.

Кольца плоские, а находящиеся между ними стальные цилиндры блокируют вращение в противоположную сторону. Эти цилиндры размещены на внутренней части наружного кольца муфты. Поскольку ниши под них вырезаны в виде полукапель, при повороте в одну сторону цилиндры движутся свободно. При смене направления движения одного из колец, их вращение невозможно. В этом случае муфта превращается в единое, неподвижное целое.

моторПосле того, как мотор набрал рабочие обороты, скорость обращения маховика существенно превосходит скорость стартёра. Тогда, за счёт конструктивной особенности бендикса, его кольца рассоединяются. Происходит отброс шестерни, а двигатель стартёра утрачивает связь с запущенным двигателем машины.

Обратный поворот ключа зажиганияОбратный поворот ключа зажигания прекращает подачу напряжения на втягивающее реле. Ток идёт от «плюса» контактов аккумулятора к контактам реле (которые замкнуты), проходит через втягивающую, потом удерживающую обмотку и последний этап – «корпус».

Дело в том, что в авто все его металлические (проводящие) части корпуса в проводке играют роль провода, отрицательного полюса. Так что, у машин однопроводная электросеть, которая при таком подключении обесточивается. При этом движение тока по обмоткам разнонаправленное. Магнитные потоки взаимно компенсируются, а сердечник размагничивается.

Якорь возвращается, тормозясь за счёт трения щёток и коллектора. При этом оказываются разомкнуты контакты двигателя стартёра. Рычаг отводит муфту назад, а стартёр отключается.

Схема соединений стартера 29.3708

Rem2108Electro0802.jpg

1 – стартер;
2 – аккумуляторная батарея;
3 – генератор;
4 – монтажный блок;
5 – реле включения стартера;
6 – выключатель зажигания;
I – удерживающая обмотка;
II – втягивающая обмотка.

Неисправности стартерного механизма

Если возникают какие-либо сложности с запуском авто, этот узел подозревается в первую очередь, но теперь, зная устройство стартера ВАЗ 2109, вы быстро сориентируетесь, куда смотреть. Насторожить также должны и различные звуки, похожие на металлический скрежет, вполне возможно, на вашем ВАЗ 2109 понадобится разборка стартера. Причина может крыться в маховике, и нужно будет заменить его венец. При этом скорей всего авто заведется, просто не сразу.

Фото устройства стартера ВАЗ 2109, v-lada.ru

А вот если машина не заводится, и нет настораживающих звуков, тогда, возможно, придется осуществить замену муфты. Разберите стартер и демонтируйте ее, попробуйте прокрутить в обе стороны. Если она свободно вращается, то спокойно выкидывайте вышедшую из строя деталь. Понять, что необходимо снятие и замена износившихся щеток стартера, установленного на ВАЗ 2109, можно по характерному щелчку, после которого ожидаемый запуск мотора не состоится.

На фото - разборка стартера ВАЗ 2109, vaz-21.ru

Мнение эксперта

Руслан Константинов

Эксперт по автомобильной тематике. Окончил ИжГТУ имени М.Т. Калашникова по специальности «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Опыт профессионального ремонта автомобилей более 10 лет.

Определить поломку можно и на слух, опытные автомобилисты знают об этом. Более того, на слух можно определить неисправности ещё до выхода из строя всего агрегата. Достаточно прислушаться внимательно и по характерным звукам определить неполадки стартера:
1. При включении зажигания доносится прилипающий звук, двигатель не заводится или запускается с трудом. Проблема может заключаться в нескольких моментах. Самый очевидный вариант это разряженный АКБ или отсутствие прочной фиксации клемм. Также это может быть связано с нарушением целостности проводки стартера и тягового реле
2. Звук затрудненного вращения. Подобный шум издает ротор стартера, если тяговое в исправном состоянии. Проблема возникает из-за разряда аккумулятора, окисления контактов и банального износа.
3. Пробуксовка. Звук возникает по причине износа и поломки колец на муфте.
4. Звук заедания связан с тугим перемещением ротора.
О проблемах со стартером можно судить и по другим звукам, причиной которых могут стать неисправные подшипники, ослабление креплений и т. д. Также нередко возникает ситуация, когда после запуска двигателя шестерня стартера не отходит в обратную сторону, из моторного отсека при этом доносится характерный звук. Это значит, что тяговое не работает или заедает рычаг, необходимо немедленно заглушить двигатель и устранить неисправность, т. к. эксплуатация дальнейшая приведет к быстрому износу и выходу из строя стартера.

Ремонт втягивающего реле стартера Ваз 2109

Проверьте омметром сопротивление обмоток тягового реле. Сопротивление втягивающей обмотки должно быть в пределах 0,52-0,59 Ом (красный цвет), а удерживающей — 0,725-0,795 Ом (желтый цвет) при температуре окружающего воздуха от 15 до 25 °С. Якорь тягового реле должен перемещаться в корпусе свободно, без заеданий.

Одновременно с проверкой сопротивления обмотки проверьте замыкает ли контактная пластина контактные болты тягового реле. Если омметр показывает «?», то либо обрыв в обмотке, либо пластина не замыкает контактные болты. В обоих случаях тяговое реле надо заменить.

1 – контактная пластина, 2 — прямоугольные головки контактных колец.

Осмотрите контактные болты. Зачистите мелкой шкуркой подгоревшие головки болтов. При сильном выгорании головок можно развернуть болты на 180 °, чтобы они прижимались к контактной пластине невыгоревшей стороной. Если поверхность контактной пластины сильно изношена, то ее можно повернуть другой стороной к контактным болтам.

Если устранить неисправности втягивающего Ваз 2109 не удалось, следует произвести замену на новый.

Как выглядит реле стартера ваз 2109

Информация для авточайников:

·         цифра 8 ваша;

·         если взглянуть из-под капота авто, то сразу увидите, что висит оно на задней стенке отсека (моторного). И толстый провод красного цвета к реле идет;  

·         не увидели? Да вот же оно: прямо на рамке, смотрит на вас  четырьмя контактами слева от вакуумника.

Для тех, кто еще не в теме, предлагается фото.

Стартер ВАЗ 2109 – как оценить неполадки и починить не хуже механика?

Для владельцев отечественных авто самостоятельный ремонт или сборка жизненно важных механизмов привычен и доступен, в этой статье попробуем повысить свой уровень мастерства и заменить стартер ВАЗ 2109 своими руками.

Источник: http://provaz2114.ru/vaz-2109/startyor-vaz-2109-ustrojstvo-remont-zamena-i-stoimost-startera.html

Последовательная разборка стартера

Ремонт стартера ВАЗ-2109Весь процесс происходит в несколько этапов, и на каждом можно выявить потенциальную неисправность.

Первый этап подразумевает осмотр щеток после их снятия. Как правило, это наиболее распространенная проблема, которая препятствует нормальной работе стартера. Для этого сделайте следующее:

  1. Открутите два винта, которые фиксируют крышку защиты. Она снимается очень легко.
  2. Отверткой с вала снимите стопорное кольцо и регулирующие шайбы.
  3. Следующим шагом снимите две гайки стяжных шпилей и со стороны коллектора можно демонтировать крышку.
  4. Теперь при помощи отвертки можно отжать пружины и вытянуть щетки из посадочных мест.

Чтобы измерить высоту щеток, используйте линейку или штангенциркуль. Если высота элемента меньше 12 мм, тогда их следует заменить. Если на поверхности есть сколы и трещины, это также является поводом к их обновлению на новые детали.

Снятие и подключение нового стартера

Абсолютно в любом из вышеописанных случаев вы столкнетесь с необходимостью рассмотреть устройство поближе. Следует заметить, что с выпуском ВАЗ 2109 вопрос, как снять стартер, стал более легко решаемым, ведь в этой модели схема расположения комплектующих под капотом существенно проще. Итак, вам понадобятся торцовые и накидные ключи и смотровая яма. Теперь независимо от того, нужна ли замена только втулок или стартера ВАЗ 2109 целиком, его нужно снять. Первым делом отсоединяются все провода тягового реле, после чего демонтируется колодка. Не забудьте снять высоковольтный провод от АКБ.

Фото снятия стартера ВАЗ 2109, vaz-autos.ru

Следующий шаг – демонтаж защиты картера двигателя, для этого достаточно открутить крепежные болты. Потом освобождается подступ к интересующему нас механизму. Чтобы произвести его снятие, нужно открутить три гайки – две на блоке и одна в моторном отсеке. Схема подключения нового стартера ВАЗ 2109 такая же, только имеет обратный порядок, поэтому не вызовет затруднений.

Разборка начинается с того, что вам необходимо аккуратно сбить стопорное и ограничительное кольцо, а затем, отвинтив крепежи задней крышки, снять его. Теперь мы добрались до графитовых щеток, статора и якоря. Нужно отметить, что редуктора в этой части может и не быть, тогда статор достается после якоря. Если конструкция все-таки включает этот элемент, то действовать нужно несколько иначе. Хотя запомнить, как разобрать редукторный стартер на ВАЗ 2109 в случае его выхода из строя, несложно. Схема будет всего-то работать наоборот – первым вытаскивается сам статор, потом якорь, и уже в последнюю очередь идет редуктор.

На фото - редукторный стартер ВАЗ 2109, niva-club.net

Будьте внимательны, разборка часто осложняется потерей регулировочной шайбы, установленной на оси якоря, да и пропажей других мелких деталей – их немного, но отсутствие даже одной ставит под вопрос дальнейшую работу механизма.

Теперь вы представляете, как осуществляется снятие, сборка, установка и подключение стартера ВАЗ 2109, механика по таким вопросам можно больше не беспокоить.

  • Автор: Михаил
  • Распечатать
Оцените статью:

(3 голоса, среднее: 3.7 из 5)

Замена втулок стартера Ваз 2109

На автомобиле Ваз 2109 устройство стартера не такое как на классических моделях Ваз и одна из втулок стартера расположена в картере КПП, а вторая в задней крышке стартера, для замены передней втулки стартера требуется снятие стартера (смотри информацию как снять стартера Ваз 2109 выше).

Втулка стартера расположенная в картере коробки передач Ваз 2109 замена. Осмотрите втулку, запрессованную в картер КПП. Если втулка изношена или на ней имеются задиры, раковины и т. п., замените втулку.

Замена втулки стартера Ваз 2109 в крышке. Осмотрите крышку стартера со стороны коллектора и промежуточную опору. Если на этих деталях появились трещины, замените их. Осмотрите также втулки в крышке и в опоре, в которых вращается вал якоря. При обнаружении сильного износа или механических повреждений замените крышку или опору с дефектными втулками.

Сборка и установка стартера Ваз 2109 производится в обратной последовательности от снятия и разборки.

Как заменить предохранитель центрального замка на Ваз 2110 своими руками

Отлично, теперь перейдем к пошаговой инструкции замены реле стартера на Ваз 2110 своими руками:

  1. Нажимаем на выключатель крышки блока предохранителей и опускаем его вниз.
  2. Берем крестовую отвертку и отворачиваем саморез крепления защелки и вытаскиваем ее.
  3. Теперь вынимаем блок предохранителей из крышки и переворачиваем его
  4. Теперь отсоединяем все штекеры с проводами и вынимаем блок предохранителей.
  5. При помощи шипцов вынимаем вышедший из строя предохранитель отвечающий за прикуриватель, напоминаю его обозначение на схеме R7 и заменяем его на новый.
  6. Собираем все в обратном порядке.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...