Фискальная политика — что это и для чего нужно

В налогово-бюджетной (фискальной) политике используются государственные расходы и налоговая политика для воздействия на макроэкономические условия, включая совокупный спрос, занятость и инфляцию.

Что такое бюджетно-налоговая политика государства

Бюджетно-налоговая политика государства — это политика, проводимая в области налогообложения и государственных расходов, направленная на поддержание хорошего уровня занятости населения, стабильной экономики в стране, ну и, конечно же, постоянного прироста ВВП. Эту политику часто называют фискальной.

Основная задача этой политики — регулирование (чаще поддержание) совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.

Слово «фискальная» у многих финансовых работников ассоциируется с налогами. По большому счету так оно и есть — именно этой политикой регулируются ставки налогов и сборов.

Какие цели преследует бюджетно-налоговая политика?

  • стабильный экономический рост в стране;
  • занятость трудовых ресурсов (то есть сведение уровня безработицы к минимуму);
  • стабильный уровень цен (инфляция — это самая большая проблема экономик любых стран).

Есть два вида бюджетно-налоговой политики государства:

  1. Стимулирующая.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период экономического кризиса (стагнации экономики). В этом случае просто жизненно необходимо всеми силами стимулировать совокупный спрос или совокупное предложение. Что можно сделать для этого? Используют:

  • повышение государственных закупок товаров и услуг;
  • снижение налогового бремени на предприятия;
  • повышение трансфертов (если это позволяет бюджет).

Все эти меры ожидаемо приведут к увеличению спроса. Как следствие, будет увеличен выпуск продукции, вырастет объем выполненных работ и услуг.

  1. Сдерживающая.

А вот если экономика, наоборот, «перегрелась», то есть возник синдром перекредитования, экономический рост усиленно профинансирован государственными средствами, избыточное вложение средств грозит увеличением инфляции, то проводится сдерживающая фискальная политика. Что это значит:

  • сокращение государственных расходов;
  • увеличение налогов;
  • сокращение трансфертов.

Эти меры приводят к сокращению системы «спрос — предложение». Такая политика регулярно проводится во многих странах для контроля над уровнем инфляции.

Об основных направлениях бюджетно-налоговой политики на ближайшие годы вы можете узнать в «КонсультантПлюс». Пробный доступ к правовой системе можно получить бесплатно.

Более интересна для нас будет другая классификация фискальной политики.

Фискальная политика

Дискреционная (объявляется государством).

Характерны следующие маневры:

  • изменение госзакупок в большую или меньшую сторону;
  • изменение налоговой ставки;
  • изменение трансфертных выплат

Автоматическая («встроенные стабилизаторы»).

«Работают» следующие инструменты:

  • контроль за процентом подоходного налога;
  • косвенные налоги;
  • трансфертные пособия

Стоит помнить, что размеры государственных трансфертов всегда меняются в зависимости от состояния экономики в стране

Подробно о дискреционной политике можно прочитать в нашей статье «Дискреционная бюджетно-налоговая политика (нюансы)».

Что такое фискальная политика?

Фискальная политика – это законодательные действия, которые правительство принимает для регулирования своей экономики с целью достижения роста и снижения уровня бедности, обычно за счет расходов и налогообложения. Большая часть теории фискальной политики основана на идеях британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса, и она может повлиять на макроэкономические условия, такие как инфляция, экономический рост, общий спрос на товары и услуги и общая занятость.

Хотя фискальная политика является неизменной в экономике каждой страны, обычно она наиболее заметна в периоды серьезного экономического спада. Великая депрессия 1929 года в США, Великая рецессия 2008–2009 годов и рецессия, связанная с Covid-19, являются хорошими примерами агрессивной позиции федерального правительства в отношении налогово-бюджетной политики, вливания стимулирующих средств непосредственно народу. В те периоды правительство финансировало основные программы занятости, чтобы люди могли работать, и увеличивало пособия по безработице для защиты потенциально бедных семей.

Основная цель фискальной политики помочь экономике избежать экстремальных ситуаций, таких как рецессия или неконтролируемый экономический рост, таким образом, стабилизируя деловой цикл и регулируя объемы производства.

Цели фискальной политики могут также включать поддержание экономической и ценовой стабильности, оптимизацию занятости, стимулирование экономического развития и предоставление капитала, когда и где он необходим, в экономике страны.

2. Фискальная политика и бюджет государства

Одна из основных задач фискальной политики регулировать дефицит государственного бюджета.

Дефицит государственного бюджета возникает, когда государственные расходы больше налоговых сборов. При сокращении поступлений от налогов государство вынуждено финансировать дефицит бюджета из других источников, изыскивая средства для финансирования дефицита.

Существует три основных способа финансирования дефицита бюджета:

  • Увеличение долга – осуществление правительством как внешних, так и внутренних заимствований на долговом рынке;
  • Денежное финансирование – осуществляется через заимствование денег у Центрального Банка;
  • Продажа активов;

Первые два способа ведут к росту государственного долга, по которому нужно платить проценты. Эти выплаты являются первоочередной статьёй расходов государственного бюджета.

Основные инструменты фискальной политики

Инструментами фискальной политики являются расходы и доходы государственного бюджета – государственные закупки, трансферы и налоги. Государственные закупки и трансферы — это расходы бюджета, а налоги – доходы.

Как реализуется фискальная политика

Для достижения целей фискальной политики правительства используют два основных инструмента для достижения максимальных экономических результатов – сбор налогов и их последующее расходование. Как правило, они принимаются выборными должностными лицами и их представителями в законодательной и исполнительной ветвях власти.

  • Налоги. Собирая налоговые поступления с физических и юридических лиц с помощью налоговых механизмов, таких как налог на прирост капитала и имущество, среди прочего, правительство может направлять финансовые активы в те области экономики, где они больше всего нужны. Суммы этих налогов значительны.
  • Государственные расходы. Когда страна собирает налоги, у нее есть финансовые возможности для проведения фискальной политики. Деньги, полученные от налогов, тратятся на общенациональные нужды, такие как инфраструктура, оборона, общественные работы, занятость в правительстве, субсидии и общественное здравоохранение, исследования и программы социального обеспечения.

Финансовые показатели, связанные с государственными расходами, огромны. В 2020 году государственные расходы России составили рекордные 42,15 трлн руб., из которых 54% пришлось на расходы федерального бюджета.

Ежегодно тратя десятки триллионов рублей, правительство стремится вернуть больше денег в экономику России и повысить спрос на продукты и услуги частного сектора.

Стимулирующая фискальная политика

Чтобы проиллюстрировать, как правительство может использовать фискальную политику для воздействия на экономику, рассмотрим экономику, которая переживает рецессию. Правительство может предоставить скидки на налоговые стимулы для увеличения совокупного спроса и стимулирования экономического роста.

Логика этого подхода заключается в том, что, когда люди платят более низкие налоги, у них появляется больше денег, которые они могут потратить или инвестировать, что способствует более высокому спросу. Этот спрос побуждает фирмы нанимать больше, снижая безработицу и более яростно конкурировать за рабочую силу. В свою очередь, это способствует повышению заработной платы и дает потребителям больше доходов, которые они могут тратить и инвестировать. Это благоприятный цикл или цикл положительной обратной связи.

Вместо того, чтобы снижать налоги, правительство может стремиться к экономическому росту за счет увеличения расходов (без соответствующего повышения налогов). Например, строительство большего количества автомагистралей могло бы увеличить занятость, стимулировать спрос и рост.

Стимулирующая фискальная политика обычно характеризуется дефицитными расходами, когда государственные расходы превышают поступления от налогов и других источников. На практике дефицитные расходы, как правило, являются результатом сочетания снижения налогов и увеличения расходов.

Пионер налоговой политики Джон Мейнард Кейнс утверждал, что страны могут использовать политику расходов / налогообложения для стабилизации экономического цикла и регулирования экономического производства.

Экспансионистская фискальная политика и сдерживающая фискальная политика

В зависимости от цели фискальную политику можно разделить на два основных направления: экспансионистская фискальная политика или сдерживающая фискальная политика.

Экспансионистская фискальная политика призвана помочь экономике расти, восстанавливаться или в целом расширяться, например, после крупного экономического спада или краха. Это может включать снижение налогов, чтобы дать потребителям больше денег для траты, или увеличение государственных расходов на проекты, которые помогут стимулировать экономику, например программы, которые помогают людям и предприятиям, находящимся под угрозой бедности или неудачи. Недавними примерами этого являются пакеты стимулов Covid-19 и программа защиты зарплаты.

Напротив, сдерживающая фискальная политика направлена ​​на то, чтобы помочь охладить периоды слишком быстрого роста, которые могут представлять угрозу для устойчивых темпов экономического роста. (Для контекста эксперты обычно считают здоровыми темпами роста примерно от 2% до 3%.) Хотя чрезмерный экономический рост может показаться неплохим, он может привести к безудержной инфляции, экономическим пузырям и сверхнизкому уровню безработицы, который делает предприятия неспособными найти достаточное количество сотрудников. Все это вместе может создать почву для рецессии или экономического коллапса. Чтобы предотвратить это, правительство может повысить налоги, чтобы препятствовать расходам бизнеса и потребителей, или сократить программы государственных расходов, чтобы временно подавить экономику и вернуть ее к стабильному уровню роста.

Недостатки фискальной политики стимулирования

Растущий дефицит относится к числу жалоб на стимулирующую фискальную политику, при этом критики жалуются, что поток государственных «красных чернил» (убытков и долгов) может оказать давление на рост и в конечном итоге создать необходимость в разрушительной жесткой экономии. Многие экономисты просто оспаривают эффективность стимулирующей фискальной политики, утверждая, что государственные расходы слишком легко вытесняют инвестиции частного сектора.

Политика стимулирования также популярна — до опасной степени, говорят некоторые экономисты. Отменить налогово-бюджетные стимулы сложно с политической точки зрения. Независимо от того, имеет ли это желаемый макроэкономический эффект или нет, избирателям нравятся низкие налоги и государственные расходы. Из-за политических стимулов, с которыми сталкиваются политики, наблюдается тенденция к последовательному уклону от более или менее постоянных дефицитных расходов, которые можно частично рационализировать как «полезные для экономики».

В конце концов, экономический рост может выйти из-под контроля — рост заработной платы приведет к инфляции и начнут формироваться пузыри активов. Высокая инфляция и риск широко распространенных дефолтов, когда лопаются долговые пузыри, могут серьезно повредить экономике, и этот риск, в свою очередь, заставляет правительства (или их центральные банки) менять курс и пытаться «сжать» экономику.

Плюсы и минусы фискальной политики

У бюджетно-налоговой политики есть немало положительных моментов:

  1. Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект влияния на экономику.
  2. Наличие автоматических стабилизаторов — частичное сглаживание циклических колебаний экономики.
  3. Отсутствие долгого времени между принятием решений по направлению экономики и результатом воздействия (короткий внешний временной лаг).

При этом противники кейнсианского подхода называют несколько недостатков:

  1. Наличие внутреннего лага. То есть между наступлением спада или подъема экономики проходит достаточно длительный процесс утверждения новой политики (все подобные решения должны утверждаться Госдумой РФ для придания им силы закона). Между тем ситуация в стране уже может измениться и принятые решения могут оказаться неактуальными и даже губительными: если меры принимались при рецессии экономики, то их действие при подъеме может, наоборот, вызвать уже «перегрев».
  2. Некая неопределенность. Порой сложно определить момент, когда надо от стимулирующей экономики переходить к сдерживающей. Отсюда может возникнуть некая дестабилизация экономической ситуации.
  3. Дефицит бюджета. Работа большинства инструментов фискальной политики приводит к оттоку денежных средств из бюджета: увеличению госрасходов, трансфертов, снижению ставок налогов. Данный недостаток считается самым крупным.

О критериях эффективности государственного налогового менеджмента читайте в статье «Основные элементы государственного налогового менеджмента».

5. Эффективность фискальной политики

Изучение последствий фискальной экспансии (увеличение расходов или снижение налогов в целях стабилизации экономики и стимулирования экономического роста) показало, что применение данных мер имеет наибольший эффект при следующих условиях:

  • Дефицитного способа финансирования роста государственных расходов путём монетизации;
  • Курса денежного предложения на регулирование ставки процента в сочетании с расширением предложения денег;
  • Высокой степени чувствительности спроса на деньги к процентной ставке;
  • Неполного использования ресурсного потенциала экономики;
  • Увеличения ресурсного потенциала экономики в совокупности расширением предложения денег;

Фискальная политика наиболее эффективна в случае высокой чувствительности спекулятивного спроса на деньги и инвестиции к процентной ставке. В обратной ситуации фискальная политика абсолютно неэффективна, а денежная политика сопровождается существенным эффектом вытеснения.

При отсутствии резервов увеличения объёма производства и занятости фискальная экспансия эффективна лишь в краткосрочной перспективе.

Фискальная и денежно-кредитная политика

Когда дело доходит до управления экономикой, у стран обычно есть два основных варианта: фискальная политика и денежно-кредитная политика. На первый взгляд это может показаться идентичным, но на самом деле они совершенно разные, хотя часто работают в тандеме, чтобы поддерживать стабильность экономики.

Основное различие между фискальной политикой и денежно-кредитной политикой заключается в том, кто делает ставку.

  • Фискальная политика. С помощью фискальной политики правительство через исполнительные и законодательные органы принимает важные экономические решения. Федеральное правительство полагается на налоги и государственные расходы как на свои основные инструменты.
  • Денежно-кредитная политика. Денежно-кредитная политика исходит от центральных банков, которые обладают определенной независимостью и действуют вне сферы федерального правительства. Ключевые инструменты денежно-кредитной политики включают корректировку денежной массы страны путем выкупа государственного долга и изменения процентных ставок.

Примечания

  1. 1 2 3 David N. Weil «Fiscal Policy» (англ.) // The Concise Encyclopedia of Economics : Статья.
  2. Яндекс. Словари. «Определение фискальной политики»
  3. 1 2 Матвеева Т. Ю. 12.1 Цели и инструменты фискальной политики // Введение в макроэкономику. — «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2007. — С. 446 – 447. — 511 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-7598-0611-0
  4. Grady, P. «Fiscal Policy» (англ.) // The Canadian Encyclopedia : Статья.
  5. 1 2 Матвеева Т. Ю. Курс лекций по макроэкономике для МИЭФ. — «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2004. — С. 247 – 251. — 444 с.
  6. 1 2 3 4 Матвеева Т. Ю. 4.4 Экономический цикл, его фазы, причины и показатели // Введение в макроэкономику. — «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2007. — С. 216 – 219. — 511 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-7598-0611-0
  7. 1 2 Олег Замулин, «Реальные деловые циклы: их роль в истории макроэкономической мысли.»
  8. «Яндекс. Словари», Определение экономических циклов
  9. 1 2 Harper College Material «Fiscal Policy» (англ.) : Лекция.
  10. Investopedia «Definition of Crowding-out Effect» (англ.) : Статья.
  11. Edge, K. «Fiscal Policy and Budget Outcomes» (англ.) : Статья.
  12. Матвеева Т. Ю. 12.3 Виды фискальной политики // Введение в макроэкономику. — «Издательский дом ГУ-ВШЭ», 2007. — С. 458-459. — 511 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-7598-0611-0
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...