Кто такой ментор и чем он может помочь вашему бизнесу – Лайфхакер

Ментор – это человек, в чьи функции включено довольно много обязанностей, круг которых не имеет четкого обозначения, а определяется ситуативно. Ментор необходим в любой деятельности

Кто такой ментор и зачем он нужен

Ментор или наставник — опытный профессионал, источник знаний и ответов. Он вдохновляет, помогает развиваться в личной и профессиональной жизни своему подопечному — менти. Например, чтобы привлечь инвестора, основатели стартапа приходят к ментору. Он помогает обосновать идею цифрами и составить план развития компании, делится контактами знакомых инвесторов.

В английском языке наставника называют ментором (mentor), подопечного — менти (mentee), а процесс наставничества — менторингом (mentoring или mentorship).

Начинающие предприниматели не могут знать, чего они не знают. Ментор смотрит на ситуацию «сверху», вовлекает подопечного в работу и мотивирует двигаться вперед личным примером. Он не дает точных рекомендаций и не решает проблемы за менти, а создает условия, в которых подопечный достигнет успеха.

По результатам исследования Endeavor, у 30% успешных нью-йоркских технологических стартапов были менторы. Основателей с самыми высокими показателями бизнеса обучали другие бизнесмены. Такую модель наставничества используют предприниматели по всему миру. После смерти Джобса Марк Цукерберг отметил, что основатель Apple был бесценным наставником. Создателей Dropbox Дрю Хьюстона и Араша Фирдоуси наставляют успешные серийные предприниматели Силиконовой Долины — Али и Хади Партови.

Марк Цукерберг поделился с премьер-министром Индии Нарендрой Моди тем, что в моменты, когда у Facebook не все в порядке, его наставник Стив Джобс советовал тому посещать храм в Индии, в который ходил и сам основатель Apple в смутные времена

Менторы поддерживают не только предпринимателей. Опытные наставники помогают избавляться от старых привычек и внедрять новые, решать проблемы в семье, строить команду и запускать проекты.

Эффективный подход с вековой историей

Пожалуй, наставничество можно назвать одним из ресурсов развития человечества, и альтернативу этому подходу придумать сложно. Еще древние философы размышляли над ролью наставника. Сократ, например, считал: она состоит в том, чтобы пробудить мощные душевные силы ученика. А поскольку древнегреческий философ жил по принципу «я знаю, что ничего не знаю», то с учениками он взаимодействовал в том формате, который и сегодня кажется весьма прогрессивным – поддерживая равноправие и рождая истину в споре.

Из Древней Греции перенесемся в СССР, где наставничество стало важной частью коммунистического воспитания. В стремлении к трудовым подвигам на производствах было не обойтись без передачи опыта от старших мастеров к младшим. В 90-е годы наставничество, как и многое другое, было на время забыто. Сегодня система возрождается: ей посвящают свои выступления бизнес-тренеры, о ней говорится в исследованиях, ее указывают в нормативных документах.

Когда заходит речь о наставничестве в сфере образования, в первую очередь на ум приходят отношения учитель – ученик. Однако немаловажную роль играет и передача опыта, знаний между коллегами.

Цели наставничества в школе:

  • Помощь новым учителям в адаптации, чтобы они как можно скорее вышли на плановые результаты работы.
  • Реализация обучения на рабочем месте.
  • Передача как формальных, так и неформальных приемов, подходов.
  • Понимание и принятие всеми сотрудниками норм корпоративной культуры.

Есть и другие цели. Задумайтесь, что актуально именно для вашей организации, — наверняка вы сможете добавить в этот список еще пару пунктов.

Кто такие менторы и менти

Значение слова ментор пришло в русский язык из английского. Mentor в переводе означает «опытный человек», «наставник». Также существуют и менти, то есть люди, которым требуются профессиональные услуги от наставника.

Ментор – это человек, которому предстоит разобраться в проблеме менти, но не дать готовое решение. Задача ментора – вдохновить человека на успех, поделиться своими знаниями и опытом, направить подопечного в нужное русло.

Менторы – это специалисты, которые нужны не только молодым, неопытным людям, но и серьезным бизнесменам, менеджерам, предпринимателям.

Ментор – это…

Да, в античности (а речь идет о XII веке до н.э.) это было просто имя. Согласно сюжету поэмы-эпика «Одиссея», так звали одного престарелого эллина, который долгие годы заведовал хозяйственными делами во дворце Одиссея, бывшего в то время молодым царем Итаки.

Гомер изобразил Ментора не только хватким управляющим и незаменимым слугой для правителя, но и его верным другом. Это был очень преданный человек – чуть ли не единственный из близкого окружения, кому Одиссей мог безоговорочно доверять и к чьим мудрым советам он всегда прислушивался.

Троянская война шла уже 10 лет, но Одиссей, не желая покидать свою красавицу-жену Пенелопу и малолетнего сына Телемаха, притворился сумасшедшим и попытался уклониться от призывов Менелая. В конце концов хитроумный Паламед, один из эвбейских героев, разоблачил эту ложь, вынудив царя Итаки принять участие в походе.

Определение

Собираясь в путь, Одиссей препоручил заботам Ментора не только дворец со всеми слугами, но и свою прекрасную супругу. Однако главным объектом его тревоги был маленький Телемах, с младых ногтей отличавшийся большим своенравием, неуместной импульсивностью и склонностью к проказам.

Обеспокоенный правитель просил Ментора стать для мальчика таким же добрым и терпеливым наставником, каким он был для самого Одиссея. И, судя по всему, Ментор отлично справился с этим, поскольку его имя прошло сквозь тысячелетия и со временем превратилось в нарицательное.

В дальнейшем изложении, когда Телемах повзрослел и отправился в Пилос на поиски отца, в трудные для юноши времена ему помогала богиня Афина, принимавшая образ седовласого эллина.

Кто и зачем становится ментором, сколько они получают

Ментором может стать любой, у кого есть личный опыт и желание помогать другим. Многие менторы не берут денег за работу. Они помогают подопечным, чтобы получить новый опыт, поделиться экспертизой и развить свои компетенции. Менторы приобретают репутацию и уважение коллег за успешные кейсы менти. При этом подопечные могут отдать ментору долю в новой компании или нанять его на одну из консультационных позиций.

Чем ментор отличается от коуча, тренера и фасилитатора, и зачем взрослому человеку учитель

Ментор строит долгосрочные отношения для поддержки развития подопечного и помогает решать текущие проблемы. Он сосредоточен на общем развитии человека. Ментор применяет инструменты коуча, тренера и фасилитатора.

  • Коуч. Помогает подопечному достигнуть конкретных профессиональных или жизненных целей, о которых договариваются вначале. Как и ментор, коуч советует, организует процесс и делится опытом. Например, сотрудник компании обращается за помощью к коучу, чтобы стать руководителем отдела. Коуч будет работать с текущей моделью поведения, привычками, знаниями и навыками, чтобы подопечный возглавил отдел.
Фото:Nik MacMillan / Unsplash
  • Тренер. Развивает конкретные навыки с понятным результатом. Тренер работает по заранее подготовленной программе тренинга, которая отвечает на запрос аудитории. Например, маркетологи компании не могут придумать новые способы продвижения. Тренер неформального образования научит генерировать идеи с помощью креативных методик и покажет, что делать с ними дальше.
  • Фасилитатор. Задача фасилитатора — привести участников к решению проблемы, отталкиваясь от их личностей и стиля работы. Фасилитатор ведет аудиторию по процессу, подбирает подходящие инструменты во время сессии. Он не знает, каким будет результат или решение. Например, топ-менеджмент крупной компании не может решить проблему текучки кадров. Фасилитатор погружает аудиторию в проблему и направляет ее до выработки решения.

Обязанности ментора и менти

Менторинг будет успешным, если обе стороны активно работают. Подопечный владеет процессом, определяет и направляет совместную работу на достижение профессиональных или личных целей. Приходит на каждую встречу, готовый обсуждать свой прогресс в достижении этих целей.

Наставник создает безопасную и теплую обстановку, чтобы подопечный не боялся задавать сложные, личные вопросы. Ментор дает честную объективную обратную связь по запросу подопечного. Отвечает на вопросы, сохраняет направление работы и границы наставничества. Менторы и менти осознают свою ответственность. Если чувствуют необходимость, могут передоговориться или ввести новые правила в любой момент наставничества.

Учитель с 40-летним стажем Рита Пирсон призывает преподавателей стать настоящими наставниками, чтобы строить будущее вместе с детьми:

Главная ответственность ментора — установить первые шаги наставничества, а затем сохранить его границы. Ментор продолжает поддерживать подопечного и фиксирует его результаты на протяжении всего курса.

Ментор:

  • предлагает свою экспертизу и время;
  • фокусируется на вопросах и стремлениях подопечного;
  • поддерживает менти словами и действиями;
  • терпеливо и внимательно слушает;
  • дает и принимает конструктивную обратную связь и комплименты;
  • советует без конкретного алгоритма действий;
  • предлагает поддержку со стороны;
  • хранит договоренности и секреты;
  • уважает время подопечного;
  • открыт, честен, надежен и заботлив.

Менти несет ответственность за активную работу над достижением своих целей и регулярное общение со своим наставником. Менти открывается к обучению и обратной связи ментора.

Менти:

  • формулирует цели обучения;
  • выделяет время и силы на свое развитие;
  • открыто и честно делится ошибками и неудачами, чтобы научиться их не допускать;
  • готовится к каждой встрече;
  • задает вопросы;
  • запрашивает обратную связь и дает ее ментору, если он просит;
  • объективно смотрит на свои сильные и слабые стороны, возможности;
  • уважает и благодарит ментора;
  • готов к новому опыту, навыкам, привычкам;
  • не разглашает договоренности;
  • уважает время наставника.

Нурана Мамедова, тренер, фасилитатор международной Коллегии им. Теодора Хойса, национальный ментор для членов сети EU4Youth Alumni Network:

«Часто менти думают, что ментор может поддерживать их как полноценный член команды или выполнять за них какую-либо работу. В то же время, менторы совершают ошибку, когда пытаются повлиять на принятие решений и протолкнуть свою идею или мнение. Ментору и менти следует понимать, что менторинг — это разделение опыта: ментор уже прошел то, что предстоит пройти подопечному. Наставник может дать совет, поделиться знаниями, контактами, инсайтами. Последний выбор всегда за менти. Ментор не несет ответственности за успех проекта или личностное развитие менти, а старается поддержать достижение этих целей. Ясное понимание сути менторства может предотвратить подобные ошибки, а также помочь обеим сторонам определить правильные ожидания друг от друга. Менторство — это двухсторонний процесс обучения».

Что такое менторинг и в чем его отличие

Менторинг — это техника передачи опыта и умений в атмосфере поддержки для преодоления определенного вызова. Первый менор — точнее Ментор (имя заботливого учителя-новатора) — упоминается аж в гомеровской «Одиссее». Важно: менторинг главным образом направлен на подготовку сотрудника (менти) к руководящей должности.

Менторинг проходит в формате личных встреч, совместного выполнения рабочих заданий, совместной реализации проектов, в неформальном общении. Он подразумевает не только подготовку своего преемника. Можно готовить специалиста на другую высокую должность, сопровождать сразу нескольких человек. Разница в возрасте здесь не имеет принципиального значения: важен профессионализм и желание передавать знания. По сути, менторинг есть проявление лидерства, и во многих компаниях он становится частью образа жизни руководящих сотрудников.

Сегодня профессиональное обучение и ведение называется разными словами: менторинг, тьюторство, коучинг. Каждый из этих подходов имеет собственную теоретическую и методическую основу. При этом многие профессионалы бьют в колокол о том, что все эти понятия — надуманные и пришлые явления. Мол, наставничество — оно наставничество и есть. Но если вы хотите быть в тренде и действительно разбираться в современных управленческих методах, стоит все же иметь в виду разведение понятий, которое активно используется в бизнес-литературе.

Отличия менторинга от наставничества:

  • Подготовка не просто рабочих кадров, но высококлассных специалистов.
  • Нет явного разделения на обучающего и обучаемого. Ментор, как правило, только задает тон «благородного профессионализма», делает наводящие замечания и подталкивает менти к управленческим выводам и значимым решениям.
  • Акцент на долгосрочном личностном развитии (а не краткосрочных задачах), помощь в определении направления этого развития.
  • Передача не только профессиональных лайфхаков и корпоративных стандартов, но также ценного личного жизненного опыта. Это помогает менти понять свое место в компании, в профессии.

Этапы менторинга

1. Выбор наставника, знакомство с ним

На этом этапе вы понимаете, сможете ли вы сотрудничать с этим человеком дальше, схожи ли ваши взгляды и цели, комфортно ли вам работать в перспективе.

2. Разработка стратегии

Далее вы разрабатываете цели, анализируете текущую ситуацию — что у вас уже имеется и что вы хотите достичь. На этом этапе вы строите четкий план действий, ставите микроцели и дедлайны.

3. Активные действия со стороны ментора

Ментор начинает вмешиваться в вашу жизнь — то есть направлять, давать задачи, тренировать, косвенно вносить изменения, обучая вас чему-то новому.

4. Ментор в позиции наблюдателя

После того, как подопечный уже понял, куда ему нужно двигаться, какие навыки развивать и какие действия следует предпринять для достижения цели, — ментор занимает пассивную позицию и позволяет менти двигаться самостоятельно.

Как найти и выбрать ментора

Грамотный наставник играет в достижении успеха ведущую роль. Чтобы найти «своего» ментора, стоит учесть много нюансов и тонкостей:

  1. Обращать прежде всего внимание на человека, а не на его должность и заслуги. Если у ментора хромают человеческие качества, то продуктивно сотрудничать с ним не получится.
  2. Понимать, что наставничество имеет разные формы. Кому-то удобнее лично встречаться с ментором, другим переписываться по электронной почте. Вопрос личного комфорта играет решающую роль.
  3. Постараться быть максимально гибким, не привязываться к одному месту и времени. Из-за установленных ограничений есть риск потерять кандидатуру, которая действительно могла бы принести пользу.
  4. Приглядываться к окружающим людям, возможно, кто-то из них как раз и обладает нужными навыками и компетенциями.
  5. Понимать, что ментор не найдется сам собой. Для этого нужно приложить усилия.
  6. Не нужно искать человека с абсолютно похожими взглядами или жизненной позиций. На стыке противоположностей часто рожаются интересные идеи и суждения.
  7. Менторство должно помогать обеим сторонам, поэтому важно понять, что менти может дать своему ментору.
  8. Менторство должно быть взаимовыгодным. Не нужно воспринимать ментора как «спасательный жилет», в которому можно обращаться тогда, когда все идет плохо.

История

Менторство присутствовало ещё в античности. Например, Сократ был наставником Платона, после этого сам Платон стал учителем Аристотеля, а Аристотель стал ментором Александра Македонского.

Статью проверил:

Чем может помочь ментор

Запросы, с которыми руководители приходят к внешним менторам, в большей степени связаны с тем, что менти упираются в определенные тупики:

Как найти ментора

Чтобы найти подходящего ментора, точно сформулируйте свои потребности, цели и запросы. Ищите человека, который вас вдохновляет и обладает экспертизой в нужной области. Например, вы тоже хотите руководить небольшой компанией, выступать на профильных конференциях и получать удовлетворения от своей работы.

Фото:@miguel_photo / unsplash

Нурана Мамедова рекомендует искать ментора на проект среди людей, которые уже сделали несколько подобных проектов. Для личностного роста ищите экспертов из сферы тех компетенций, которые вам нужно развить. Тренеры и проектные менеджеры справляются с ролью ментора эффективнее, поскольку знают, как и что преподносить.

  • Окружение. Присмотритесь к людям, с которыми работаете, учитесь или общаетесь. Не бойтесь спрашивать друзей и знакомых, они могут подсказать подходящего человека. Сформулируйте несколько одинаковых вопросов, чтобы задавать их кандидатам. Сделайте список потенциальных наставников с контактами, ключевыми компетенциями и ответами на эти вопросы.
  • Мероприятия и конференции. Люди с экспертизой собираются на профильных мероприятиях, чтобы поделиться опытом и завести полезные знакомства. Попробуйте найти ментора среди спикеров или участников. На таких мероприятиях люди готовы общаться о работе, целях и достижениях.
  • Медиа и соцсети. Выберите несколько изданий и медиаресурсов, на которых люди делятся профессиональным опытом. Например, на rbc.trends вы найдете экспертов в футурологии, образовании, экологии, бизнесе. На vc.ru пишут о маркетинге, стартапах и предпринимательстве, а на habr.com — о технологиях. Следите за личными блогами людей, которые могли бы стать вашими наставниками. Даже если вы не будете работать лично, сможете задать вопрос, вдохновляться и следовать рекомендациям лидера мнений.
  • Курсы, лекции, школы. Посещайте образовательные лекции, учитесь в школах и на интенсивах по вашей теме. Среди спикеров или слушателей может быть ваш ментор. Во время длительного обучения студенты часто предлагают друг другу поддержку, чтобы улучшить учебные показатели. Такой вариант поможет разобраться в основах наставничества и попробовать его в жизни.
  • Тематические сообщества. Узнайте, где общаются ваши коллеги или люди нужной профессии. Например, графические дизайнеры, иллюстраторы и художники делятся работами на behance. Вступите в профессиональные группы и чаты, заведите профиль на сайте, участвуйте в дискуссиях и обсуждениях. Есть специальные площадки для поиска подопечного или ментора, например, My mentor.

Помните, зачем вам нужен наставник и зачем наставнику нужны вы. Вкладывайтесь в работу, поддерживайте и будьте честны со своим собеседником.

Чтобы менторинг прошел успешно

  • Ищите наставника, с которым чувствуете себя сильным и мотивированным.
  • Открыто делитесь своими целями и страхами.
  • Не ждите, что ментор решит ваши текущие проблемы или сделает работу за вас.
  • Не ждите конкретного совета.
  • Делитесь своими ошибками и неудачами.
  • Прислушивайтесь, «пропускайте через себя» и применяйте советы ментора на практике.
  • Поощряйте своего наставника или подопечного.
  • Не рассчитывайте на связи, партнерство и поддержку организаций, коллег вашего ментора или менти.

Чтобы определиться, подойдет ли вам менторинг, прочитайте эти книги

  • «Элементы Менторинга: 65 ключевых элементов», Брэд Джонсон и Чарльз Ридли
  • «Наставничество 101: Что нужно знать каждому лидеру», Джон Максвелл
  • «Элементы стиля». Уильям Странк-младший и Элвин Брукс Уайт
  • «Как добраться до Да», Роджер Фишер и Уильям Ури
  • «Книга решений: 50 моделей стратегического мышления», Микаэль Крогерус и Роман Чеппелер

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Когда менторство не работает

Программа менторства точно не сработает, если человек привык перекладывать ответственность на других людей и не желает чего-либо менять в своей жизни. Настоящий менти открыт переменам, готов пробовать новое и решать нестандартно сложные ситуации.

Не стоит рассчитывать на эффективное менторство, если в этой роли выступает близкий, дорогой или даже любимый человек. Наличие теплых чувств может усугубить конечный результат и лишить его необходимой объективности.

Что читать на тему менторства

На тему менторства можно прочесть следующие книги:

  1. Тимоти Голви «Максимальная самореализация. Работа как внутренняя сила». Книга поможет человеку раскрыть свой истинный потенциал, адекватно оценить окружающую обстановку и перспективы, научиться фокусировать и переключать внимание.
  2. Светлина Иванова «Развитие потенциала сотрудников. Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации». Автор расскажет о лидерском потенциале и о том, как вырастить грамотного лидера среди своих сотрудников. В книге много кейсов и практических заданий.
  3. Александра Прицкер «Путешествие в менторинг». Практическое руководство о том, как раскрыть свои внутренние ресурсы.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...