“Любой цвет хорош, если это черный”. Чему научил человечество Генри Форд – BBC News Русская служба

Как Форд строил утопию, выдвигался в президенты и недолюбливал евреев (да, и такое тоже было).

1. Первый оптимизатор

Генри Форд - первый оптимизатор

Генри Форду принадлежит 161 патент на изобретение, и львиная доля его разработок — это автоматы и приспособления, которые упрощали работу рядовых мастеров. Есть мнение, что Форда можно считать первым, кто изобрел конвейерную автомобильную сборку и применил установку в своих цехах — споры об этом ведутся до сих пор.

Форд первым перевел своих механиков на 8-часовой рабочий день и установил максимальную в США зарплату – 6 долларов в час. За шесть месяцев на его заводах работало 80 % всех ведущих мастеров и инженеров-механиков.

На заводы Форда могли устроиться все: инвалиды, слепые и глухие, бывшие преступники. Важен был только один критерий – желание работать и учиться. Глухие работали в цехах с максимальным уровнем шума, слепые люди задействовались для сборки мелких деталей.

«Профсоюзы — это паразиты, но никак не помощники рабочего» — примерно так звучал ответ промышленника на все попутки организовать профсоюзное движение на своих заводах. Под давлением политической обстановки и кризиса 30-х годов, профсоюзные организации появились в его автомобильной империи последними.

1. Побег из курятника

Генри Форд родился и вырос на ферме в Мичигане. Юного Форда совершенно не интересовал фермерский труд, но это не мешало ему всегда помогать матери по хозяйству. Все изменилось, когда мать будущего бизнесмена умерла (Форду было всего 13). Именно тогда он четко осознал, что его будущее – не коровы, лошади и куры, а бизнес и технологии (уверены, что и на ферме Форд бы нашел что революционизировать).

Чем знаменит Генри Форд

В публикациях о Генри Форде порой можно встретить упоминания, что он якобы изобрёл или впервые в истории применил конвейер. Это неверно. Конвейер был изобретён и применялся до него. Но именно Форд в 1913 году первым использовал конвейер для сборки автомобилей — технологически сложного устройства, которое в течение всего срока эксплуатации нуждается в постоянном обслуживании. И благодаря этому превратил автомобиль из эксклюзивного и дорогого товара ручной сборки в массовый продукт, приобретение которого стало под силу не только богачам, но и среднему классу.

Конвейер на заводе Форда в США в 1923 годуБлагодаря внедрению конвейера на производстве Генри Форд сделал автомобили из эксклюзивного продукта массовым

А поскольку сегодня в США жизнь без собственных четырёх колёс немыслима, а автомобиль считается одним из символов страны, Генри Форда можно смело называть одним из создателей современного американского образа жизни, который, в свою очередь, тоже входит в набор символов современных США.

Мемуары Генри Форда «Моя жизнь, мои достижения» считаются отличным пособием по научной организации труда, которое и поныне не утратило актуальности. В этом качестве они применялись и в СССР, где в 1924 году были изданы в русской версии. Считается книга обязательной к прочтению и для бизнесменов — как начинающих, так и опытных. В ней Форд привёл не только свои размышления и факты биографии, но и кейсы из собственной практики, которые наглядно показывают роль в бизнесе таких вещей, как планирование, организация производства, управленческий учёт и других. Не все воззрения Форда на бизнес и организацию производства бесспорны, но внимания заслуживают однозначно.

3. Первое водительское удостоверение

Генри Форд - первое водительское удостоверение в США

В конце 19 века перед властями встал вопрос о том, как регулировать отношения с владельцами первых автомобилей, которые стали выезжать на улицы городов. В Европе первое водительское удостоверение получил Карл Бенц — будущий основатель корпорации «Даймлер Бенц».

В США первое разрешение на управление «самоходной тележкой» получил Генри Форд. Документ был выписан начальником полиции Детройта по протекции мэра города. И именно Форд был тем человеком, который предложил в 1889 году выдавать права на управление автомобилями после сдачи экзаменов. В Англии сдачу экзаменов ввели только в 1934 году.

2. Работает как часы

Уже в 15 Форд почувствовал в себе неумолимую тягу к познаниям и технологиям. Он неоднократно разбирал и собирал подаренные ему отцовские часы, узнавая функции каждого винтика. А вскоре среди друзей и знакомых он и вовсе прослыл как умелый часовщик. Папины Rolex разбирать вам не рекомендуем (лучше начните знакомство с часовыми механизмами с чего-нибудь попроще).

Личная жизнь

Женат Форд был только один раз и чрезвычайно удачно. В 1887 он вступает в брак с Кларой Брайант, дочерью фермера. Умная и спокойная Клара стала для него идеальной подругой жизни. Много лет спустя, на вопрос журналистов, хотел бы он прожить еще одну жизнь, Форд ответит:

«Только если можно снова жениться на Кларе”

Через четыре года после свадьбы у молодых Фордов рождается сын Эдсед.

4. Прошлые жизни

Прошлые жизни Генри Форда

Нет точных данных, когда Форд увлекся индуизмом и философией реинкарнации. Достаточно точно известно, что в 26 лет Генри уже твердо верил, что это его не первая жизнь.

О своем таланте он отозвался в мемуарах однозначно. Гений, полагал он – это опыт прошлых жизней, который помогает человеку в реальном воплощении. Вера в то, что все свои планы он сможет реализовать если не в этой жизни, то в следующей, давала ему необыкновенный оптимизм и энергию.

В интервью журналу San Francisco Examiner в 1928 году 65-летний Форд рассказал о своих пристрастиях к вегетарианству и прошлых воплощениях. Магнат твердо знал, что в последней из прошлых жизней он был простым солдатом, который погиб в битве при Геттисберге в 1863 году во время Гражданской войны в США.

Дом Форда был открыт для индийских монахов, с которыми он часами беседовал и медитировал.

Начало восхождения

Первое реальное изобретение Форда – бензиновая молотилка, значительно облегчала фермерский труд. Форд продает патент на изобретение Томасу Эдиссону, и получает, вместе с патентным свидетельством приглашение на работу в компанию. Теперь он главный инженер.

Но его главная идея – создание общедоступного автомобиля. Весь 1893 год Генри посвящает каждую свободную минуту конструированию.

«Сами по себе идеи ценны, но всякая идея, в конце концов, только идея. Задача в том, чтобы реализовать ее практически» — вот его кредо.

Он хочет превратить автомобиль из предмета роскоши в средство передвижения, сделать его современным, надежным и доступным.

Увлеченность главного инженера сторонними задачами не нравится руководству компании. Ему настоятельно советуют прекратить свои опыты, и Генри в ответ уходит со службы. Он верит в свои силы, верит в свое будущее:

«Если у тебя есть энтузиазм, ты можешь совершить все, что угодно. Энтузиазм — это основа любого прогресса».

В 1899 Генри Форд становится совладельцем «Детройтской автомобильной компании». Он пытается убедить коллег в перспективности своей идеи, но безуспешно. Три года спустя, Форд покидает компанию, нисколько не поколебленный в своем стремлении исполнить то, что задумал. «Когда кажется, что весь мир настроен против тебя, помни, что самолёт взлетает против ветра!»

3. «Жестяная Лиззи»

Генри Форд не изобретал автомобиль, но смотрел на автопромышленность иначе, не как остальные деятели индустрии. В отличие от них, Форд хотел сделать машины доступным транспортным средством для всех американцев, а не только для самых привилегированных и состоятельных. Тогда он начал производство модели Т («Жестяная Лиззи»), которую простые граждане смогли себе позволить. Модель Т производилась многомиллионными тиражами и вовсе не уступала конкурентным автомобилям по техническим характеристикам вопреки ее достаточно низкой цене.

5. Пацифист Первой мировой

Генри Форд - пацифист Первой мировой

После того, как началась Первая мировая война, магнат приобретает трансатлантический лайнер и плывет в Европу лично вести пропаганду за прекращение войны, жертвуя при этом миллионы долларов. Его миссия не принесла успеха — война продолжалась, и в нее втягивалось все больше государств. Но в Америку Форд вернулся героем.

А уже в течение месяца половина заводов Форда была перепрофилирована на производство танков. Америка упрочила свои экономические позиции в мире, а Форд утроил капитал.

Первый автомобиль «Форд»

Опытный образец автомобиля готов. Форд садится за руль и объезжает потенциальных клиентов. Однако  «Фордмобиль» не пользуется спросом, а Генри получает у обывателей  кличку «одержимый с Бегли-стрит».

Но неудачи не могут его сломить, у него к ним свой подход. Форд считает неудачи «возможностью начать заново, но уже более мудро». Он уверен, что честное поражение  не унижает человеческого достоинства, унизителен только страх потерпеть поражение.

Невозможно представить ситуацию, когда у человека все в жизни получается с первого раза. За успех нужно бороться.

«Гораздо чаще люди сдаются, чем терпят поражение», — цитата  Генри Форда.

Настойчивость, решительность, готовность упорно двигаться к цели – вот что определяет бойца.

В чем Форд ошибался

Генри Форд – единственный в истории крупный промышленник, который не брал в долг, не занимался финансовыми операциями и не выпускал ценных бумаг, а развивал производство только за счет собственной прибыли. Это было его символом веры.

В 1911 году, собрав достаточно средств, он выкупил у остальных акционеров их доли и стал единоличным владельцем Ford Motor Company.

На заре карьеры банки несколько раз унизительно отказывали ему в займах. В результате Форд до конца жизни считал банкиров и биржевиков паразитами и грезил об экономическом укладе, где их не будет.

Эти мечты не сбылись. Никакой сколько-нибудь существенный бизнес в мире не обходится без банковского кредита и акционерного капитала. И Ford Motor Company после кончины основателя стала вести себя, как все.

От нелюбви к банкирам один шаг до антисемитизма, поскольку значительная часть финансового сектора США находилась в еврейских руках.

В 1920 году принадлежавшая Форду местная газета в столице его автомобильной империи Дирборне опубликовала “Протоколы сионских мудрецов” и серию статей, винивших евреев во всех бедах, от захвата власти большевиками в России до снижения уровня американского бейсбола.

Через семь лет Форд извинился перед евреями – как утверждали злые языки, после того, как те начали вместо его машин покупать “шевроле”.

Гитлер считал Форда образцом промышленника, ставил в пример немецким магнатам, и в честь 75-летия в июле 1938 года наградил Большим крестом германского орла – высшим орденом Третьего рейха для иностранцев.

Правда, официальным основанием послужили не взгляды Форда, а успешная работа германского филиала его компании. То, что Форд получил орден из рук фюрера – миф. С Гитлером он не виделся, а орден ему вручили в штаб-квартире концерна в Дирборне два немецких дипломата.

6. Прибыль под ногами

Генри Форд - прибыль под ногами

Форд имел феноменальную способность из всего получать прибыль. Поднятие зарплаты рабочим на 10% увеличило его доходы на 400 %, а после публикации письма от местного гангстера о том, что автомобиль «Форд» — это самая надежная машина высокого качества, и впредь он будет угонять только эту модель, капитал предпринимателя удвоился.

Главным рекламным событием того времени можно считать фото в газетах, где запечатлели расстрелянную машину гангстеров Клайда и Бонни. Стальные двери автомобиля Ford V8 модификации «Песчаная пустыня», прекрасно защищали налетчиков во время перестрелки с полицией. Фотографии разлетелись по миру, и продажи автомобилей Форд опять поползли вверх.

В 1917 году Форд разослал около тысячи своих агентов по ремонтным мастерским и свалкам проверить на практике, какие детали его Т-автомобиля ломаются быстрее и чаще всего. Через месяц был готов отчет – ломается все, кроме центральной оси переднего моста. Магнат дал приказ использовать другой металл для детали, чтобы понизить ее качество.

7. Кавалер Ордена заслуг Германского Орла

Генри Форд - кавалер Ордена заслуг Германского Орла

Форд и Гитлер симпатизировали друг другу. Этому способствовали антисемитские взгляды Форда. Его газета имела узконаправленную специфику и часто отражала мнение фюрера.

В 1930 году Форд официально отходит от дел и становится частным лицом, в 1938 правительство Германии торжественно награждает Форда Орденом Германского Орла, или Железным Крестом — одним из главных знаков отличия Германии тех лет. Железный Крест был партийным орденом НСДАП и вручался иностранным гражданам как знак расположенности к режиму фюрера. Первым кавалером Ордена был Бенито Муссолини.

Дотошный анализ историков показал, что вклад корпорации Форда в финансирование нацистского режима был значительно меньше, чем других американских частных и государственных компаний.

Генри Форд инвестировал в экономику Германии с 1918 года, задолго до прихода нацистов к власти, в то время как корпорация General Motors инвестировала в промышленность Германии через нейтральные государства до 1943 года, а банк Union Banking, где работал дед и отец будущих президентов Америки Бушей Прескотт финансировал верхушку Третьего рейха до 1942 года.

8. Форд и Эдисон

Генри Форд и Томас Эдисон

На фото: Генри Форд и Томас Эдисон

Первым местом работы молодого Форда была Электрическая компания Эдисона. Изобретатели были убеждены, что в будущем автомобили будут использовать только электромоторы, и ездить они будут на аккумуляторных батареях. Проблема заключалась в том, что аккумуляторы были громоздки и не могли держать заряд достаточно долго.

Потратив несколько десятилетий на исследования, Форд остановился на бензине как на самом дешевом виде топлива, но попытки изобрести аккумулятор с большим сроком работы продолжались.

Именно увеличение количества автомобилей спровоцировало нефтяной бум в Америке и позволило нефтедобывающим компаниям вроде Standard Oil стать монополистами рынка.

9. «Моя верующая»

Генри Форд и его жена Клара

На фото: Генри Форд и его жена Клара

Генри Форд всю жизнь любил единственную женщину – свою жену Клару, которая имела удивительный талант – верить мужу и всегда быть на его стороне. На склоне лет Форд сказал, что она — это его единственное счастье, которое никогда его не оставляло, даже когда он влюбился в 17-летнюю секретаршу Евангелину в 1909.

Роман с Евангелиной закончился очень быстро – Форд выдал девушку замуж, подарил ей шикарный особняк с личным аэродромом, оставил миллионный счет в банке. Но некоторые исследователи утверждают, что роман с Евангелиной продолжался и после замужества секретарши, и что в 1928 она родила Форду сына.

«Женщины — это масса удовольствия и тонны проблем» — фраза Форда стала крылатой. После романа с секретаршей на заводах промышленника было введено жесткое правило — женщин на работу не принимать.

На грани разорения

Вроде бы – пора на покой, пожинать обильные плоды трудов и таланта. Но не суждено.

Продажи самого  массового и доступного автомобиля Америки начинают падать. Выпустив на рынок «Форд-Т», Генри Форд полагал, что «если однажды купили, то и всегда покупать будут». Но рынок насытился одной моделью, люди захотели разнообразия, а Форд выпускал только «автомобиль любого цвета, если этот цвет – черный».

Ситуацией воспользовалась компания General Motors. На рынок были выпущены  новые модели, а главное конкурентное преимущество Форда – доступность — нивелировано тем, что GM стала продавать автомобили в кредит.

К 1927 году Форд стоял на грани разорения. Злопыхатели уже предвкушали сокрушительный крах «автомобильного короля». Но зачем было сдаваться Форду, который не сдавался никогда?  Помните – он еще в молодости считал неудачи «возможностью начать заново, но уже более мудро». И он начал.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...