Метод пяти пальцев – Психолог – 29 октября – 43269861941 – Медиаплатформа МирТесен

Метод пяти пальцев. Как достичь успеха в жизни? Эксперт Зайверт утверждает, что за каждым пальцем руки закреплен.Классификация дел по методу пяти пальцев.

В чем суть метода

Рефлексия по методу пяти пальцев состоит из пяти этапов, направленных на разные сферы человеческой жизни:

  • Интеллект;
  • Достижение целей;
  • Эмоции;
  • Взаимодействие с другими людьми;
  • Здоровье и самочувствие.

Суть метода в том, чтоб оценить, как прошедший день или завершенная задача повлияли на каждую из этих сфер. Чтобы легче было запомнить этапы, в методе используется простая мнемотехника: каждый этап соответствует своему пальцу на руке. Вот как это выглядит:

Метод 5 пальцев (мнемотехника)

Метод пяти пальцев был предложен немецким специалистом по тайм-менеджменту Лотаром Зайвертом. По его первоначальному замыслу эта технология предназначалась для быстрого подведения итогов дня. Она задумана так, чтобы ею легко можно было воспользоваться в любую свободную минуту: в общественном транспорте, за рулем автомобиля или во время ожидания в очередях.

Но вскоре стало понятно, что метод, предложенный Л. Зайвертом, может иметь более широкое применение. Например:

  • Подведение итогов недели, месяца, года (а не только дня).
  • Разбор завершенных задач и проектов.
  • Оценка произошедших событий.

Кроме того, его можно использовать не только для быстрого анализа в уме, но и для вдумчивого «разбора полетов» с бумагой и карандашом.

Давайте теперь посмотрим, как использовать метод пяти пальцев на практике.

М (мизинец): Мыслю, следовательно, существую

Какие знания я получил сегодня, какой опыт мне подарил этот день? До чего догадался сами, а что полезного и ценного услышал от окружающих? Где я это могу применять с пользой?

Какие ошибки я сегодня допустил? Как их проанализировал? Какие выводы сделал? Как это могу использовать далее?

Обязательно вычлените минимум три полезные, интересные мысли или находки. Можно больше.

Что означает количество пальцев в методе

Что означают пальцы?

Пять пальцев. Я полностью счастлив и меня абсолютно устраивает это решение. Это, как правило, показывает, что участник готов принять прямое участие в реализации принятого решения.

Четыре пальца. Есть что-то, что меня в этом решении не устраивает. Я в принципе готов проголосовать за это решение. Как правило, участник готов работать над решением и в случае необходимости готов улучшить его.

Три пальца. Не совсем нравится принятое решение. Но если группа принимает это решение я тоже согласен. В этом случае участник как правило высказывает согласие с голосованием.

Два пальца. Есть то, что мне не нравится. И я хочу (это ключевой критерий для двух пальцев) озвучить это. В этом случае просим высказаться. И после того, как высказался может показать четыре или пять пальцев. Часто это люди, у которых не очень получается высказывать собственное мнение. Иногда нужно приготовиться, что они будут говорить долго. Не останавливайте их и постарайтесь найти суть их высказываний.

Один палец. Я категорически против, хотя поддерживаю само голосование. Участник выражает через такой вариант голосования, что он сделает все возможное, чтобы не дать внедрить решение в жизнь! Такой голос блокирует решение. Эта ситуация требует обсуждения.

Кулак. Вы и…! Это не то место, не то время, не те люди для принятия решения. Это, как правило, люди, которые много знают о ресурсах (либо меньше всех). Это может быть сигналом неэффективных коммуникаций.

Метод пяти пальцев.

Лишь в том случае, если вы хотите добиться успеха в жизни, мы рекомендуем пользоваться этим методом каждый вечер!
Метод “Пяти Пальцев”, предложенный Л. зайвертом, является простой и доступной техникой, в которой за каждым пальцем руки закреплен один из контролируемых параметров качества достижения цели. Достаточно лишь посмотреть на ладонь правой руки и по первым буквам названия пальцев вспомнить параметры, на основании которых осуществляется контроль.

Метод пяти пальцев.М (мизинец) – мысли, знания, информация.
Что нового я узнал сегодня? Какие знания приобрел? В чем возросла моя компетентность, усилился профессионализм? Какие новые и важные идеи озарили сегодня меня?

Б (безымянный) – близость к цели.
Что я сегодня сделал и чего достиг?

С (средний палец) – состояние духа.
Каким было сегодня мое преобладающее настроение, расположение духа? Что было связано с положительными эмоциями и высокой мотивацией?

У (указательный) – услуга, помощь, сотрудничество.
Чем я сегодня другим помог? Я познакомился ли с новыми людьми? Ли мои взаимоотношения улучшились?

Б (большой палец) – бодрость, физическое состояние.
Что я сделал сегодня для моего здоровья, поддержания моих физических сил? Что позволило отдохнуть, восстановить силы? Что сделано сегодня мною для поддержания здоровья, физической формы?

Этот компактный и удобный метод дает возможность быстро и качественно проконтролировать, как прошел день.

Анализируйте итоги дня, контролируйте приближение к целям, и вы обязательно их достигнете.

ТЕСТ от  Лотар Зайверта

(книга «Ваше время — в Ваших руках»)

САМОМЕНЕДЖМЕНТ- насколько хорошо Вы справляетесь со своей работой?
 
1. Я резервирую в начале рабочего дня время для подготовительной работы, планирования.
0  — почти никогда 1 — иногда 2 — часто 3 — почти всегда.

2.Перепоручаю все, что может быть перепоручено.
0 — почти никогда 1 — иногда 2 — часто 3 — почти всегда.

3. Письменно фиксирую задачи и цели с указанием сроков их реализации. 
0 — почти никогда 1 — иногда 2 — часто 3 — почти всегда.

4. Каждый официальный документ я стараюсь обрабатывать за один раз и окончательно.
0 — почти никогда 1 — иногда 2 — часто 3 — почти всегда.

5. Каждый день составляю список предстоящих дел, упорядоченный по приоритетам. Важнейшие вещи я делаю в первую очередь. 
0 — почти никогда 1 — иногда 2 — часто 3 — почти всегда.

6. Свой рабочий день я пытаюсь по возможности освободить от посторонних телефонных разговоров, незапланированных посетителей и неожиданно созываемых совещаний.
0 — почти никогда 1 — иногда 2 — часто 3 — почти всегда.

7. Свою дневную загрузку я стараюсь распределить в соответствии с графиком моей работоспособности.
0 — почти никогда 1 — иногда 2 — часто 3 — почти всегда.

8. В моем плане времени есть «окна», позволяющие реагировать на актуальные проблемы.
0 — почти никогда 1 — иногда 2 — часто 3 — почти всегда.

9. Я пытаюсь направить свою активность таким образом, чтобы в первую очередь концентрироваться на немногих «жизненно-важных» проблемах.
0— почти никогда 1 — иногда 2 — часто 3 — почти всегда.

10.  Я умею говорить «нет», когда на мое время хотят претендовать другие, а мне необходимо выполнить более важные дела. 
0— почти никогда 1 — иногда 2 — часто  3 — почти всегда.

Если Вы теперь суммируете баллы, набранные Вами в результате проверки вашего рабочего стиля, то получите следующие результаты:

0—15 баллов: Вы не планируете свое время и находитесь во власти внешних обстоятельств. Некоторых из своих целей Вы добиваетесь, если составляете список приоритетов и придерживаетесь его. 

16—20 баллов: Вы пытаетесь овладеть своим временем, но Вы не всегда достаточно последовательны, чтобы иметь успех. 

21—25 баллов: у Вас хороший самоменеджмент.

26—30 баллов: Вы можете служить образцом каждому, кто хочет научиться рационально расходовать свое время. Позвольте окружающим Вас людям (в том числе и автору настоящей книги) приобщиться к Вашему опыту.

Начинайте с улучшения себя самого! Все будет проще, реалистичнее и успешнее, если Вы не будете убеждать других в преимуществах Ваших мероприятий и методов, а станете сами работать лучше и результативнее.

*******************************

Тайм менеджмент

«Самое важное в Вашей жизни — это в конечном счете Ваше время» (Алан Лэкейн)
ЗАДУМАЙТЕСЬ НАД ЭТИМ!

Сегодня начинается первый день остатка Вашей жизни! Живите осознанно во времени и находите время для важных дел!

Находите время для работы, это — условие успеха 

Находите время для размышлений, это — источник силы

Находите время для игры, это — секрет молодости 

Находите время для чтения, это — основа знаний

Находите время для Дружбы, это —- условие счастья

Находите время для мечты, это — путь к звездам

Находите время для любви, это — истинная радость жизни

Находите время для веселья, это — музыка души. 

источник

Б (безымянный): Близкие

Задайте себе такие вопросы. Что полезного я сделал для своих родных? Поиграл ли с детьми? Пообщался ли со второй половинкой? Успокоил ли родителей? Кого чем порадовал? Кого чему научил? У кого чего научился сам?

Обязательно ежедневно делайте хотя бы одну приятную вещь для своих родных: чтобы потом не было мучительно больно, что не успели.

Схема

— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти? — А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот. — Мне все равно… — сказала Алиса. — Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот.
(Льюис Кэрролл “Приключения Алисы в стрене чудес”)

«С чего начать и как писать проект?» — сложный вопрос даже для опытного ведущего. На семинарах и тренингах учителя и наставники говорят, что начинать писать любой проект нужно с целей. Это, безусловно, правильная мысль, — если изначально не знаешь, куда ты хочешь придти, то и идти в таком случае все равно, куда и как. Так и с нашими проектами — хотим мы этого или нет, но своими действиями мы влияем на участников, на их взгляды, на их отношение к поднимаемым вопросам. Хотелось бы, чтобы наше влияние было осознанным, и мы точно понимали, зачем мы совершаем то или иное действие во время образовательного процесса. Как же ставить цель? Что это такое? Существует множество теорий, но, зачастую, непонятно, с чего начать. Мы пришли к практичной схеме, которая даст ответы на многие подобные вопросы и в итоге поможет написать проект.

Следует отметить, что мы сами придумывали и проверяли эту схему на основе нашего опыта. Это наше видение работы — мы не брали готовых решений. И мы будем только рады, если кто-то изменит эту схему в соответствии со своими представлениями и будет работать с ней в том виде, в котором она будет ему понятна.

Для того, чтобы лучше запомнить эту схему, мы представим её в форме ладони. Стрелка на схеме указывает порядок написания проекта. В следующих главах подробнее остановимся на каждом из её “пальцев”.

Заснуть поможет «правило пяти пальцев»

Лучшее снотворное – наши добрые мысли Много лет практически не сплю. Перепробовала все, что советуют: сборы из мяты, хмеля, молоко с медом. Пила и снотворные, но я быстро к ним привыкаю. Понимаю, что бессоница связана с повышенной возбудимостью: любое раздражение и все, ночью “педсовет” в голове (я работаю в школе). Светлана. — Похоже, что у вас неврастения на фоне вегетососудистой дистонии. Вам следует утром выпивать по 10 капель настойки аралии, левзеи или родиолы, а вечером — наоборот — успокоительный чай. Он должен содержать: душицу, астрагал, иван-чай, пустырник в соотношении: 3:2:2:1 в дозе — чайная ложка на стакан кипятка. Выпивать 100 мл успокоительного чая вечером после работы, и еще 100 мл перед сном. За час до сна хороша будет вечерняя прогулка (или хотя бы подышите воздухом на балконе минут 20), потом примите прохладный душ. За 3 часа до сна лучше не есть, и тогда будете спать как ангел. Также хочу поделиться с вами рецептом для хорошего сна, который мне передал врач-фитотерапевт из Коломны Александр Костенко. Он называет это «правилом пяти пальцев». Засыпая, вспомните пять приятных событий прошедшего дня, пусть самых простеньких. А негативные впечатления просто “выключите”, как телевизор во время неинтересной программы. Это гарантирует вам мгновенное засыпание, создаст головному мозгу комфортные условия для засыпания. Ведь именно наши добрые мысли являются лучшим снотворным средством! Сколько можно пить мятного чая? Люблю ромашковый и мятный чай (покупаю пакетированный в аптеке). Сколько кружек максимум в день можно его пить? Гость. — До 2 чашек в день достаточно. Мужчинам мята длительно не рекомендуется, это все-таки охлаждающая трава, успокаивающая, расслабляющая. При постоянном ежедневном приеме (дольше месяца) мята может снижать давление, вызывать ломкость мелких кровеносных сосудов. Если вы нашли свой любимый чай — в добрый путь, иногда только делайте перерывы. И лучше употреблять не просто мятный или ромашковый чай, а смесь их с добавлением травы буквицы. Тогда получается так называемый «декокт Болотова» — старинный травяной бальзам 200-летней давности. Он обладает омолаживающим, общеукрепляющим действием. Березовый сок – для тонуса Какие травы разрешены женщине, которая кормит грудью ребенка (10 мес): 1. Для нормализации работы кишечника. 2. Для повышения тонуса организма и борьбы с усталостью в весенний период? Светлана Марланг. — При кормлении грудью желательно пить чай, содержащий фенхель, тмин, анис, листья крапивы в равной пропорции. Этот чай полезен и для нормализации работы кишечника. Для повышения тонуса организма следует пить березовый и тыквенный сок, добавлять в него по 10 капель настойки аралии, левзеи или родиолы утром и днем и будете чувствовать себя лучше. Как можно избавиться от камней в почках и весенней аллергии на цветущие деревья с помощью фитотерапии? Гость. — Первым делом следует улучшить работу печени и почек. Для этого следует сделать сбор трав, который включает: цветки пижмы — 2 части, траву спорыша — 3 части, хвоща — 2 части, листья березы — 3 части, траву буквицы — 2 части. Все компоненты смешать. Для приема взять одну столовую ложку смеси трав на 0,5 л кипятка, настоять 2 часа и пить вместо воды примерно месяц. В каждую пятницу этого месяца желательно делать тюбаж печени: после приема фиточая полежать на теплой грелке 20 — 30 минут.

С (средний): Состояние души

Спросите себя вот о чем. Какое у меня в течение дня было настроение? Как оно менялось? От чего это зависело? Хорош ли мир? Или прекрасен? Как его таким сделать?

Если в перечислении эмоций всплывут такие, как «ничего особенного», «так себе», «все достало», «плохо», «все надоело», то это тревожные звоночки! Назавтра поставьте себе цель быть повнимательнее к своему внутреннему, душевному состоянию: например, каждые полчаса отмечать для себя свое настроение — например, смайликами в блокноте.

Я принимаю решение

Говорите себе об этом каждый раз, когда вы ставите перед собой цели, выбираете между двух зол, собираетесь рискнуть или берете ответственность на себя. Пусть ваша память запоминает эти моменты, ведь они потенциально классно могут способствовать росту вашей самооценки, уменьшению тревожности и удержанию границ с окружающими людьми.

Что касается памяти тела. Жест к этой категории ваших дел — это не реклама нецензурщине. Это напоминание о том, что средний палец – он еще и самый длинный палец:). То есть подсказка о том, что именно решения в нашей жизни – это самые значимые события. Ну, и напоминалка о том, что, иногда, для принятия решений нужно послать всех в… сад:)

У (указательный): Услуги

Рефлексия должна выглядеть примерно так. Кому и чем я сегодня был полезен? Кого за что поблагодарил? Оказывая услуги другим, мы не только можем рассчитывать на взаимность в будущем, но и формируем положительное отношение людей к себе и свое — к людям.

У (указательный) — УСЛУГА, помощь, сотрудничество.

Чем я сегодня помог другим? Познакомился ли я с новыми людьми? Улучшились ли мои взаимоотношения?

Принятие и непринятие общей цели

Даже если среди нескольких людей могут быть разные понимания и осознания важности одной и той же цели, то что говорить о большой команде профессионалов, где у каждого за плечами большой опыт и свое видение работы? Что же происходит, когда написанная цель не принимается всеми членами команды?

Во-первых, помимо официальных мероприятий, которые могут быть прописаны и проведены “по сценарию”, есть еще личные беседы участников с ведущими в свободное время и после завершения проекта. Вряд ли в свободное от работы время ведущий будет выполнять цель, которую он не принимает.

Во-вторых, у ведущего всегда есть возможность скорректировать занятие, высказать участникам свое мнение и сделать выводы, даже если на общем собрании было принято другое решение. Если общую цель ведущий не принял, он будет выполнять свою цель. При этом другие занятия, общие мероприятия будут по-прежнему выполнять общую цель. Таким образом, участники, скорее всего, заметят или неосознанно почувствуют несогласованность, что будет вызывать вопросы ко всему процессу в целом.

В-третьих, во время непредвиденных ситуаций каждый ведущий на ходу корректирует процесс согласно своим представлениям о целях. Таким образом, если цель ведущего в корне отличается от общей цели, остается только надеяться на то, что ведущий плохо сымпровизирует, и участники не поймут его мысль.

Таким образом, непринятие цели как минимум снижает эффективность её достижения, а в некоторых случаях откровенно мешает её выполнению. Вот несколько советов, которые, на наш взгляд, помогут вам не создавать или, хотя бы, снизить вероятность подобных неприятностей.

  1. Лучше, когда процесс написания цели проходит вся команда ведущих без исключения.
  2. Не нужно завершать процесс написания цели до тех пор, пока вся команда не примет общую цель. В крайних случаях стоит задуматься о смене ведущих.
  3. Не стоит торопиться во время целеполагания. Нормально, когда процесс принятия цели занимает больше времени, чем все остальные этапы. При этом, как показывает наш опыт, “хорошая” принятая цель в итоге сэкономит вам много времени и сил как на этапах планирования, так и во время реализации вашего проекта.
  4. Если в команде есть ведущие, которые не смогли быть во время процесса написания цели, задача программного директора — отдельно сесть с этими ведущими и пройти с ними весть процесс создания и принятия общих целей.

Я создаю

Говорите об этом каждый раз, когда вы приступаете к любым творческим делам. Тут стоит уточнить, что творческое дело – это то дело, которое направлено на появление некоего уникального результата (хотя масштаб этого дела совершенно не важен).

Я создаю порядок. Например, когда вы делаете уборку, сверяетесь со своими планами или занимаетесь воспитанием ребенка.

Я создаю результат. Когда вы сводите дебет с кредитом, рисуете план моста или ищите поставщиков.

Я создаю успех. Когда вы преодолеваете любую сложность на своем пути.

Я создаю возможности. Когда вы своим текущим поведением закладываете успех в будущем.

Я создаю отношения. Когда вы проводите переговоры, консультируете кого-либо или знакомитесь с кем-то.

Память тела удобно запускать вот этим жестом:

Важное дополнение

Описанный метод пяти пальцев служит своего рода лакмусом, с помощью которого можно нащупать свои слабые стороны, определить, что еще предстоит проработать, чего достичь в своем саморазвитии. А лучший инструментарий для этого дают курсы Викиум. Так, «Детоксикация мозга» поможет разобраться в собственных эмоциях и управлять ими, лучше спать и снизить уровень стресса. А «Курс на целеполагание» приведет в стройную систему ваши устремления, желания и чаяния: вы сможете больше успевать за то же самое время, жить продуктивнее и счастливее!

Я развиваю себя

Говорите себе об этом каждый раз, когда вы что-либо изучаете, познаете и совершенствуете. Ведь без этого аспекта вашей жизни все остальные не помогут вам избежать ощущения деградации.

Что до языка жестов. Пусть этому действию достался мизинец. А, что , тоже палец. Пусть он напоминает о том, что вам всегда есть куда расти:).

PS: Еще раз. Вам нужны все пальцы. Если вы будете только на одном пальце, ваша жизнь станет однобокой очень быстро. Цените жизнь во всех ее проявлениях! Живите! Хорошего вам настроения!

Автор: Александр Кузьмичев

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...