Почему молодёжь не хочет работать: лень или обстоятельства? – Reconomica — истории из жизни реальных людей

Преподаватель вуза – о том, почему молодые специалисты не хотят работать после вуза, уезжа.т за границу

Содержание

Под колпаком у родителей

Тех, кому сегодня от 20 до 34 лет, называют поколением Y и Z. Они открыты, любознательны, живут в глобальном мире интернета и легко осваивают новые технологии. Родившись в 1981-1995 годы, они выросли в относительно спокойное время. Благодаря чему многие из них хорошо образованы: их детство прошло в кружках, музыкальных школах, спортивных секциях и на мастер-классах. Это люди, которые выросли в мире, где о них заботились и планировали их дальнейшие шаги.

В итоге они оказались под колпаком у родителей — в мире, достаточно благополучном для того, чтобы его не покидать. Поколения Y и Z житейски проигрывают старшим: они не знают, как самостоятельно добраться из точки А в точку В, что делать, если забыл мобильный дома, закончились деньги, сломалась стиральная машина. Они не чувствуют себя комфортно в профессиональном мире. То есть там, где не все тебя хвалят, а наоборот, даже что-то требуют, там, где тебя не принимают любым, а ждут соответствия определенным стандартам.

Нежелание новых поколений преодолевать себя в угоду существующим устоям меняет социальные стандарты. Люди получают высшее образование, а потом вместо поиска работы ищут себя и свое призвание. В этом их финансово поддерживают достаточно молодые и дееспособные родители. По разным данным, большинство выпускников не работают по специальности.  И делают это не вынужденно, как в 90-е, а просто потому. что они выбирали специальность под влиянием моды, общества или родителей. Проработав по выбранной профессии несколько месяцев или еще в процессе обучения, молодые люди понимают, что это не то, что им нужно, и идут получать второе, третье высшее образование.

Масштаб этих изменений хорошо отражает существующая среди ученых дискуссия: сначала представители Австралии, а потом и их западные коллеги, предложили продлить подростковый возраст с 21 года до 24.

Самые простые способы беззаботной жизни

Как ни странно, молодые люди могут себя обеспечивать и без постоянной работы. Рассмотрим самые популярные способы выживания не очень трудолюбивых людей.

Вечные студенты

Самый простой доход — студенческая стипендия. Само собой, далеко не во всех ВУЗах она высокая. Помимо хорошей учёбы, получать стипендию можно за творческие и спортивные успехи. Если студент при этом живёт в общежитии, то экономия на стоимости аренды жилья помогает тратить меньше.

Удалённая работа

Теперь всё больше людей уходят во фриланс. Молодёжь быстро подхватывает эти тренды и пользуется возможностями интернета. Даже если фриланс не обеспечит высокий и стабильный доход, то хотя бы поможет подзаработать в трудный момент.

Уборка снега — не самая приятная работа.

Помощь от родителей

Не секрет, что многие люди продолжают жить за счёт родителей продолжительное время. Некоторые обретают самостоятельность только после окончания ВУЗа. Если родители способны выделять на ребёнка много денег, то у него нет надобности в постоянной работе.

Читайте также: Почему аниматор боится родителей больше, чем детей? Отзыв о работе в детской игровой комнате от студентки из Владивостока.

Молодёжь кооперируется

Когда несколько взрослых мужчин вместе снимают квартиру, это считается неправильным. Если же так живут молодые люди, то это никого не удивляет. При этом очевидно, что совместная жизнь помогает людям экономить деньги. Получается сэкономить как на аренде жилья, так и на еде (а кто-то умудряется ещё и одеждой меняться).

Недостаточный уровень профессиональных знаний у молодых специалистов

Согласна. Но давайте разберемся в причинах такой ситуации.

Во-первых, отсутствие мотивации у студентов. Каждый первокурсник знает, что придя на работу, он услышит фразу: «Забудь все, чему тебя учили в вузе и начни заново». Он это впитал с молоком матери, он это слышит от родственников, друзей, знакомых. Бороться с этим «генетическим» тормозом образовательного процесса очень сложно. Спрашивается, зачем тогда приходить в университет, да еще зачастую платить деньги за образование, ничего не требуя взамен?

Кроме того, выбор университета, если это не сделали за абитуриента родители, основан чаще не на анализе специальностей, их достоинств, недостатков или же перспектив, наконец, собственных способностей, а обусловлен цифрой проходного балла. На технические специальности он, как правило, ниже. Вот и получаем, что там, где сложнее учиться и требуются более глубокие знания физики, химии, студентами становятся более слабые выпускники школ.

Фото с сайта day.azФото с сайта day.az

Позже студент понимает, что попал не туда. «Отсиживается» последний курс-два и при этом активно выбирает следующий университет для второго высшего. Так стартует процесс по «коллекционированию» дипломов, довольно популярный в последние годы, особенно у молодых мам. Таким образом и становится главной целью обучения не получение знаний, а — заветная «корочка».

И для них преподаватели продолжают оставаться «теоретиками, ничего не понимающими в жизни и профессии». Работать дальше с таким багажом очень сложно.

Незначительное участие предприятий в учебном процессе. Уже после первых производственных практик студенты приезжают с массой негатива, рассказывают о, возможно, единичных, но увиденных там нарушениях.

Некоторые, отказывая в местах практики, экскурсиях и т.д. приводят достаточно обоснованные доводы. Такая ситуация сложилась в пищевой и фармацевтической отрасли, где жесткие гигиенические требования не позволяют длительное время посторонним находиться в производственных цехах. В итоге, даже если студент и попадает на практику, то знакомство с реальным производством заключается в ознакомительной экскурсии по цехам в течение одного дня. Это не позволяет уделить внимание лучшим образцам оборудования, имеющегося на наших предприятиях, а тем более изучить их конструкцию и особенности работы.Во взаимоотношениях вуз-предприятие преподаватель выступает всегда в роли нищего просителя: пустите на экскурсию, возьмите на практику, давайте выполним на вашей базе реальный курсовой или дипломный проект. А в ответ — или тишина, или «Нам это не надо», «Не интересно», «Не хочется возиться со студентами». И даже оплата за руководство некоторыми видами практик не сняла напряженность во взаимоотношениях двух сторон. Причины я вижу в следующем:

  • Реальная загруженность ведущих специалистов на предприятии, которые действительно могли бы передать интересный опыт
  • Отсутствие у них педагогических навыков и в связи с этим сложности в организации взаимодействия со студентами
  • Боязнь конкуренции со стороны активных и грамотных (а они есть, и их немало) молодых специалистов.

Новые технологии — это еще одна тема для обсуждения. На многих предприятиях сегодня запрещено использование собственной технологической документации и документов системы менеджмента качества в образовательных целях. На фармацевтических предприятиях, например, это всегда была закрытая информация.

Как это ни странно, внедрение новых образовательных технологий. Сегодня каждый университет победно сообщает о разработках электронных учебников, интерактивных лабораторных практикумов, 3D-моделей отдельных единиц технологического оборудования и даже целых производственных цехов. Что мы получаем в итоге. Студенты выполняют лабораторные работы (включают приборы, готовят растворы, измеряют физические параметры и т.д.) в интерактивном режиме, путем манипуляций с компьютерной мышью. Компьютерные модели оборудования позволяют увидеть полный цикл производства того или иного продукта. Но возникает вопрос: насколько молодой специалист сможет разобраться в конкретной проблеме, когда увидит производство «in real».

Фото с сайта trimetari.comФото с сайта trimetari.com

Снижение специальной составляющей в новых учебных планах, после сокращения периода обучения на некоторых технических специальностях: сначала на 0,5 года, а со следующего учебного года — еще на 0,5 года. Сегодня соотношение часов по социально-гуманитарным (история, иностранный язык, философия, политология и т.д.), общенаучным (высшая математика, физика, информатика, химия и др.) и специальным дисциплинам составляет 22, 35 и 43% соответственно.

Сколько у нас в стране взрослых иждивенцев?

Привыкая жить под опекой старших, ребёнок не торопится вставать на свои ноги и искать место под солнцем.

Статистика шокирует: сегодня на иждивении у родителей находятся более полутора миллионов молодых россиян дееспособного возраста! Это физически и психически полноценные люди, у которых нет профессии, отсутствует социальная адаптация и мотивация к труду.

Но их родители не прикладывают усилий к тому, чтобы сын или дочь нашли себе рабочее место, и смиряются с положением дел. Если средства позволяют, о будущем детей можно, в-общем-то, не переживать, но если нет — содержание взрослого иждивенца становится непосильным бременем.

Далеко не осознанный выбор

В РФ не так много NEET, по сравнению с мировым сообществом: по данным, опубликованным в журнале Time в 2011 году, число самозанятых молодых людей в США составляет примерно 15% от общего населения страны – это около 50 миллионов человек. С одной стороны, подобному положению можно порадоваться – ведь отделение человека от социума порождает для него массу проблем в дальнейшем – однако при внимательном рассмотрении феномена можно прийти к неутешительным выводам.

Статистики по NEET в России как таковой нет: данные собираются и систематизируются на основе совершенно иных исследований, например, учета числа самозанятых людей. В расчет не берется молодежь, оставшаяся без возможности повторно влиться в коллектив в результате лишения свободы, проблем со здоровьем.

Кроме того, Россия характеризуется специфическим отношением к академическому образованию. Дело в том, что западный человек остается без учебы или вынужденной необходимости ходить на работу, скорее, благодаря обстоятельствам, в то время как российский NEET становится таковым вопреки. До недавнего времени число молодежи без работы и квалификации снижалось, однако потом их количество стремительно увеличилось: по мнению специалистов, это связано с обесцениванием высшего образования. К 2015 году стало больше выпускников вузов – почти 30%, что заметно превысило показатели прошлых лет. Фактически каждый третий специалист на рынке прошел программу обучения, однако немногие пользуются приобретенными знаниями для работы по специальности. Это и создает обстановку, в которой решающим фактором при приеме на работу становится не наличие компетенций, полученных в ходе обучения, а реальный опыт. Это в дальнейшем и влияет на число студентов.

Наконец, самоизоляция молодежи в России – это, скорее, вынужденный выбор, также вызванный особенностями местных социальных лифтов. Как мы заметили ранее, NEET из более развитых стран – это дети представителей среднего или высшего класса: российские же члены сообщества, как правило, происходят из бедных семей. Наследники людей, которые могут позволить потомству достойный уровень жизни, с подачи своих родителей устраиваются в престижные учебные заведения, после чего работают на какой-никакой должности в семейном деле. Они вливаются в общество и затем успешно в нем функционируют: с самого начала им прививаются ценности, связанные с потребностью в успехе. Те, в свою очередь, неоднократно подтверждаются действиями родственников. Выходец из низшего слоя не видит перед собой достойного примера: отчаявшиеся родители влияют на него лишь при помощи оперирования моралью и верой, что срабатывает далеко не всегда: обозначаемые тезисы опровергаются еще на этапе их внедрения. В итоге, ребенок рискует впитать в себя неудачную родительскую модель поведения и прийти к самоизоляции – из-за осознания туманности собственных перспектив и невозможности успешно влиться в общество.

В каких странах молодежь не работает?


Проблема безработной молодежи обострилась в конце 20 века в Великобритании. Общественность обратила внимание на этот факт, из-за чего нетрудоустроенных до 24 лет окрестили NEET (Not in Education, Employment or Training — «Не в сфере образования, занятости или обучения»).

В 2007 году в отчете Фонда принца говорилось, что пятая часть молодых людей Соединенного Королевства не имеет работы. Худшая ситуация была у жителей Северной Ирландии: более 13% безработных. Сейчас ситуация по всей Британии примерно одинакова: 8-11% людей в возрасте от 16 до 24 лет остаются незанятыми.

Можно не обращать внимание на происходящее, но ситуация далеко не локальная, и сегодня похожие цифры можно встретить в каждой стране. Так, в Австралии около 580 тысяч людей от 15 до 29 лет сидят без дела. Это при том, что население страны — всего 24 миллиона. Канада, США, Япония и другие передовые страны с сильной экономикой не могут задействовать молодежь. В России ситуация еще хуже, особенно в регионах. Так, например, по оценкам службы государственной статистики, в 16% наша молодежь не работает. Усугубляется ситуация в регионах, особенно на Кавказе. Но в чем же причины происходящего?

Влияние современного мира

Вышестоящие пункты работают далеко не всегда. Кто-то не учится или не получает стипендию, другие никогда не пробовали работать удаленно, помощь от родителей получают тоже не все. Есть и другие причины, по которым молодёжь отказывается от работы.

Влияние социальных сетей

В каждой социальной сети достаточно много ярких призывов к весёлой жизни. “Живи, как хочешь”, “Делай, что хочешь” — само собой, воспринимать такие призывы нужно трезво, но молодёжь, будучи восприимчивой, реагирует на призывы буквально.

Когда очередная звезда заявляет о том, что заниматься нужно только творчеством, то нужно помнить — зарабатывают на творчестве единицы из общей массы. Недостаток работы над собой и получения соответствующего опыта в молодости сказывается на будущем человека.

Даже классическая работа в общепите становится менее популярной.

Дауншифтинг

Среди некоторых молодых людей популярно понятие “дауншифтинг”. Это стиль жизни, при котором человек старается уменьшить свою зависимость от материальной части мира.

Логика простая: чтобы купить дорогую одежду, нужно много заработать. Значит, я буду носить дешевую одежду, чтобы работать меньше.

Совсем радикальный пример дауншифтинга распространён в Японии и называется “Хикикомори”. Как правило, это молодые люди, которые намеренно приходят к социальной изоляции и живут на иждивении у своих родителей.

Причины возникновения ни-ни и возведение термина в культ

Социологи и статисты не разделяют безработных на группы. Тех, кто не трудится из-за экономической ситуации, считают вместе с теми, кто наслаждается жизнью без обязательств. Поэтому трудно дать обобщенную оценку представителям поколения ни-ни — люди слишком разные. Но зато можно обозначить основные причины возникновения ситуации:

  • социально-экономическая обстановка в стране — подавляющая часть NEET происходит из малообеспеченных семей с низким уровнем образования;
  • развитая система социального обеспечения — высокий уровень жизни вкупе с большими социальными пособиями приводит к ситуации, когда молодежь теряет всякую мотивацию к труду.

От работы и университета чаще всего отказываются отчаявшиеся люди, которые после определенного этапа своей жизни попросту не знают, что делать дальше, и не видят мотивации. Некоторых отталкивают трудности, которые сулит самостоятельная жизнь, люди попросту не выдерживают социального давления. В Китае таких называют «клубничное поколение», имея в виду жителей мегаполисов, которые висят на шее у родителей.

В развивающихся странах основная причина безработицы иная: тут попросту не хватает вакансий, что приводит к криминалу. Например, в Мексике на долю NEET случаи убийств выше на 25%, чем в любой другой социальной группе. В условиях нехватки денег повышение уровня криминала не кажется чем-то удивительным. Но стоит отметить, что между безработным и потенциальным преступником не стоит ставить знак равенства, потому что по большей части ни-ни развивающихся стран пытаются найти свое дело.

В развитых странах на путь ни-ни нередко становятся осознанно. Так, в Японии недавно появился термин neo-NEETS. В интервью изданию JapanToday 25-летний безработный Дайси-Сан заявил, что он NEET нового поколения. После того, как его уволили, парень решил, что больше никогда не будет работать. Некоторые делают из научного термина культ: люди, не работающие нигде, именуют себя NEET Home Guard, или же Домашняя Гвардия. Ее представители одеваются в униформу спецназа и устраивают фестивали. Со стороны это может показаться сборищем бездельников, но NEET-овцы заявят о существовании собственной идеологии. Главная цель организации — защита собственного дома (буквально). За 11 лет существования группировка разрослась, и теперь ее филиалы (если их так можно назвать) существуют по всему миру. В самом крупном российском тематическом паблике состоит более 52 тысяч человек.

Было ли так раньше?

В прошлые времена минимальные обязанности по хозяйству были даже у детей: собирать хворост, заботиться о младших братьях и сёстрах, ухаживать за домашней скотиной и т.д. Но к середине ХХ века, когда людям уже не угрожали крепостное право и фашистская интервенция, отношение к труду сильно изменилось.

Социалистический строй начал сдавать позиции перед «загнивающим» Западом. В среде советской «элиты» сформировались взгляды на традиционный легальный труд как на удел низшего класса и пережиток прошлого века. Приветствовались неофициальные «нетрудовые» доходы — фарцовка: доставать дефицитные вещи и продавать втридорога знакомым.

Золотая молодёжь жила за счёт накопленных старшими средств, спасаясь от статьи за тунеядство липовыми должностями. Это вызывало зависть тех молодых людей, кто не мог вести богемный образ жизни под крылышком у родителей, и подогревало в них стремление подражать обеспеченным сверстникам.

Школьная программа по литературе, изобилующая примерами тяжкого бытия тружеников-крестьян и блестящей праздной жизни бонвиванов-дворян, тоже закладывала в подсознание учащихся мысль о том, что труд не ведёт к счастью и благополучию.

Затем началась перестройка, в страну хлынула зарубежная культура. Сразу стало модно считать себя социофобом, «аспергером», «хикикомори» — человеком, избегающим социальных контактов. Так выражался протест малообеспеченной молодёжи против социального неравенства, страх перед взрослением, реальностью, будущим и даже вызов «элитной» молодёжи: достичь той же цели, не имея тех же возможностей. Разница была лишь в том, что жить им приходилось (и приходится) гораздо скромнее.

Негативное влияние на современную молодёжь оказывают и распространённые мифы о пассивных доходах.

Таким образом сложился стереотип: выбиться в люди, жить в удовольствие — значит, не работать. Кто работает — тот влачит убогое существование, потому что не хватает ума жить красиво. Трудиться непрестижно. Труд — атрибут нищеты и тягот, символ очередей за колбасой и единственного костюма на всю жизнь.

Отсутствие навыков общения, низкий уровень владения профессиональной терминологией

Основная причина — это социальные сети. Сейчас нет необходимости звонить другу по стационарному телефону, здороваться с абонентом на другом конце провода (если к телефону подошел кто-то из членов семьи), просить друга к телефону и т.д. Достаточно войти в сеть, кратко, с помощью слэнга, часто нецензурного, предлагаемых символов, передать информацию. Подразумевается, что взрослые не видят и, значит, никакой редакции не будет.

Родители, вспомните, когда вы последний раз:

  • Обсуждали с детьми какую-либо новость, недавно прочитанное им произведение (путь даже в школьной хрестоматии), просили объяснить ту или иную точку зрения
  • Встречались с родными «живьем», обсуждали (не в сети) политические события, повышение цен и тарифов и т.д.

Как результат — у молодых людей отсутствуют навыки разговорной речи, им сложно поддержать разговор в обществе, в том числе на собеседовании с потенциальным работодателем

Следующая причина — это преобладание тестирования как формы контроля знаний на всех уровнях обучения: школа, ЦТ, высшая школа

Задача большинства школьников, их родителей и учителей пройти квест под названием «ЦТ». И если в итоге — тест, в школе, начиная с 5 класса, по всем предметам пишут тесты, их «натаскивают» для самого важного в жизни экзамена. Нет смысла на уроках тратить время на обсуждения темы и дискуссии по острым вопросам.

В вузах тоже повсеместно и настоятельно рекомендуют внедрять в каждый курс тестирование, которое студент проходит дистанционно, сидя дома на диване с учебной литературой. Даже при наличии ограничения по времени (что не приветствуется) минимум с пятой попытки пройти тест — не проблема, особенно если это делается коллективно.

Как итог — сегодняшний студент не может грамотно построить предложение. Он что-то учит, что-то знает, но ответ на вопрос ограничивается двумя-тремя фразами. А анализ, сравнение, обобщение знаний из разных тем и курсов — это фантастика.

Поэтому, если соискатели и смогли бы технически выполнить задание, выданное потенциальным работодателем (это я возвращаюсь к ситуации, описанной в статье по теме), то предстоящая его презентация и защита могла стать для него проблемой.

Фото с сайта lifehacker.ruФото с сайта lifehacker.ru

«Бирюзовые» компании

Новому поколению важно, чтобы работодатели создавали доброжелательную атмосферу, ценили своих сотрудников и замечали их успехи, обучали; чтобы лидеры были интересными и яркими личностями. У юных специалистов совсем иное отношение к работе: для них это лишь часть образа жизни. «Бирюзовые» компании — вот где хочет работать молодежь. Но таких мест не так много, а у работодателей есть и свои претензии к молодым сотрудникам.

Компании заинтересованы в энергичных и толковых работниках, но сталкиваются с ситуациями, когда у вчерашних студентов завышены ожидания по зарплате. Они немногое умеют, но считают, что «заслуживают лучшего», не могут соотнести свой вклад в компанию и деньги, которые та готова платить за их труд. Они не готовы вкладываться: в 18:00 их рабочий день закончен, и неважно, что клиент ждет предложения или нужно внести правки в документ, на вечер у них уже другие планы. Работодатели же предпочитают более надежных и приверженных сотрудников.

Молодые специалисты часто проигрывают и в профессиональном плане. Все новые технологии и прорывные проекты создаются внутри компаний, а образовательные программы в вузах не успевают за этими стремительными изменениями. Это касается многих областей, не только таких очевидных, как медицина и IT. Некоторые ответственные и дальновидные компании создают собственные кафедры или читают курсы, чтобы исправить ситуацию, но в масштабах поколения и страны этого недостаточно.

Кроме того, работодатели не всегда хотят вкладываться в развитие молодых специалистов, потому что и статистика, и практика показывают, что новые поколения чаще всего не лояльны к компаниям и склонны к частой, в среднем каждые 2 года, смене работы.

Цифра в 48,7%, а именно столько людей в возрасте от 20 до 34 лет в общей массе безработных, — результат мечтаний амбициозного нового поколения, несбывшихся надежд работодателей и несовершенства образовательной системы.

Стоит признать, что мир изменился, но это не значит, что в нем не осталось молодых людей, которые ищут работу и хотят сделать карьеру. Но первую очередь сотрудники нужны самим компания, которые испытывают кадровый дефицит, связанный с демографической ямой 90-х, появлением новых специальностей и устареванием знаний существующих работников. И выбирать придется именно из молодых специалистов, потому что другого поколения у нас не будет. Поэтому нам всем нужно научиться приспосабливаться друг к другу. И на работодателях, и на опытных сотрудниках лежит большая ответственность, просто потому, что они старше и опытнее.

Однако компании не должны в ущерб себе идти на поводу у «взрослых детей», воплощая их мечты об идеальной работе. Гораздо правильнее будет построить взаимовыгодные отношения. Важную роль в этом процессе играют лидеры, представители старшего поколения, уже работающие в компании. Они могут не только многому научить молодых специалистов, но и сами получить от них полезные навыки. Для менеджеров компаний из поколения X главная ценность — это клиент, и «клиент не может ждать». В понимании новых поколений — «жизнь не может ждать», и значит, в 18:00 можно уйти с работы. Это не делает молодого сотрудника недобросовестным или плохим, а лишь иллюстрирует отличие его мышления.

От лидеров потребуются новые навыки и больше терпения. Им придется больше времени, усилий и красноречия тратить на убеждения, так как молодое поколение привыкло, чтобы с ними разговаривали, им объясняли, их убеждали, они ценят общение на равных. Им нельзя просто сказать «иди и сделай, так правильно», нужна убедительная доказательная база. Но в споре рождается истина, и не стоит забывать, что практически не существует процессов в компании, которые нельзя было бы усовершенствовать.

Институт наставничества был важен во все времена. Новые поколения — не исключение, их необходимо адаптировать к реальности бизнеса, научить профессиональным навыкам, давать регулярную обратную связь. А за счет смешанных возрастных коллективов решается задача личностного развития, фактически новое инфантильное поколение учится быть взрослым: слышать и принимать во внимание разные точки зрения, принимать решения, быть ответственными, в том числе за последствия решений, видеть ограничения и возможности.

  • Годное образование: как научить поколение Z думать и идти к успеху 
  • Опасный элемент: почему нужно избавляться от талантливых сотрудников 
  • Каста безработных. Роботы лишат нищее население последних денег 

Найти работу по душе очень тяжело

Не каждый молодой человек хочет работать официантом или мойщиком посуды. Для молодёжи доступно не так много вакансий, большинство из них связаны с неприятным трудом. Когда человек смотрит на список вакансий и понимает, что ему всё это отвратительно, то и желание работать вовсе отпадает.

Пойду работать, когда припрёт

Некоторые люди предпочитают разовые подработки. Как правило, работать приходится в моменты, когда денег нет.

Оплата квартиры, кредита, желание что-то купить — триггеры, которые заставляют работать.

Такой подход невозможно отследить с помощью статистики, ведь разовые подработки редко фиксируются официально. Однако таких людей много.

Читайте также: Уметь делать виноватое лицо — это то, без чего работать в общепите не получится. Откровения кассира.

Желание открыть свой бизнес

Ещё одна идея, которая ворвалась в наше сознание в 90-х — можно открыть свой бизнес и не работать “на дядю”. Само собой, не у всех получается это сделать, однако пробуют многие, даже если бизнес очень маленький. Сама идея о бизнесе сформировала не только мечту для многих, но и общее презрительное отношение к наёмной работе.

Не все предприятия доверяют молодым людям без опыта.

Слезут ли они с шеи?

Не стоит рассчитывать на то, что взрослые иждивенцы добровольно расстанутся с комфортным образом жизни. Но молодость не вечна. После смерти родителей они, скорее всего, и дальше будут идти по пути наименьшего сопротивления.

Кто-то отыщет нового «донора». Кто-то продаст или сдаст в аренду жилплощадь, оставшуюся от стариков. Кто-то опустится до асоциального уровня, так и не избавившись от презрения к труду.

Кто-то, возможно, найдёт себе подобие какой-то деятельности с нерегулярным и небольшим доходом. В любом случае это тупик.

Низкий уровень ответственности молодых специалистов

Сегодня родители максимально решают проблемы своих детей: уборка в доме, приготовление еды, закупка канцтоваров к новому учебному году (даже для студентов), подарки учителям и друзьям, организация праздников. И даже на выпускном вечере во всем «рулят родители», а никак не «герои дня».

В итоге к 18−19 годам многие молодые люди могут уже иметь детей, а вот способность брать ответственность хоть за малейшие действия — отсутствует. Родители все равно лучше сделают. Поэтому они просто не привыкли единолично выполнять какие-либо задания.

И даже в университете, если студент не посещает занятия, вопросы в первую очередь возникают к преподавателю: «Что вы сделали, чтобы он к вам ходил?», «Вы к нему в общежитие ходили?», «Родителям писали или звонили?», «Дополнительно с ним занимались?». В итоге за взрослыми людьми, которые уже иногда имеют семьи, присматривает целый штат сотрудников воспитательного отдела, кураторы, преподаватели, деканат и т.д. В детском саду, на мой взгляд, малышам уделяют не столько внимания, как многим студентам.

А вот в начале трудового пути или даже на стадии поиска работы молодой человек сталкивается с профсобеседованиями, заданиями, которые он должен выполнить индивидуально, и ответственность за принятое решения лежит только на нем. Этот квест еще посложнее ЦТ.

Борьба есть, но результата нет


Безработица чаще всего окутывает небогатые страны. В южных регионах Европы, например в Греции, Испании и Италии, ее уровень катастрофический: более трети молодежи сидит без дела. Правительство этих государств выплачивает пособия, но этих денег не хватает. Поэтому политики в безостановочном режиме экспериментируют с новыми программами по поддержке этой возрастной категории. Например, в Италии в 2018 году тысячи итальянцев приняли участие в открытых конкурсах, проводимых для найма на вакантные места в государственном секторе. 2813 заявителей приходятся на девять должностей учителя в яслях; 10.000 — на 14 офицерских должностей; 1099 — на одну должность медсестры. Очевидно, что шансы получить вакансию немногим выше, чем найти чемодан с миллионами по дороге домой. Греция, которая уже десятки лет ассоциируется с финансовым кризисом, находится в еще более удручающем положении. Здесь в 400% молодежь не работает, и за вакантное место им приходится сражаться не только с ровесниками.

Проблема еще и в том, что молодежи не могут предложить то, что им интересно. Так, те, кто имеет навыки юриста или экономиста, будут сегодня менее востребованы из-за переполненности этого сегмента рынка. Молодежь нередко выбирает безработицу вместо того, чтобы устроиться в общепит. Подобные профессии отталкивают не только отсутствием статуса, но и низкими зарплатами. Это вторая проблема. Например, в России некоторые вакансии пустуют: учителей в школах и фельдшеров в больницах не хватает. Но люди не идут работать туда, где им придется тратить время, несоразмерное деньгам. Мизерные повышения не мотивируют молодых специалистов.

Что же делать в сложившихся обстоятельствах? Сейчас во многих европейских странах действует система поощрения работодателей, которые нанимают молодых специалистов. Например, в Испании есть единый фонд, в который каждое предприятие обязано делать отчисления. Новая система предусматривает освобождение от этого налога для корпораций, готовых брать на работу вчерашних выпускников. Но будет ли такая система жить в стране, где поддержка малого бизнеса не приоритет для правительства? Вряд ли. Поэтому пока неясно, как решить вопрос в России, странах СНГ и других не самых обеспеченных государствах.

Что делать, чтобы ваши дети не сели вам на шею

Не все дети рождаются лентяями. Большинство уже с ранних лет проявляет интерес к какой-либо деятельности, который можно распознать по его играм.

Но если вы заметили у вашего ребёнка задатки тунеядца, придётся действовать твёрдо и последовательно.

  • Воспитывать в уважении к труду.
  • Развивать созидательные наклонности, помогать найти себя.
  • Поощрять даже маленькие успехи.
  • Окружать его стимулирующими примерами из жизни других людей.
  • Укреплять уверенность в том, что стоять на своих ногах — это почётно, а паразитировать на родителях — унизительно.
  • С малых лет поручить ему участок работы в семье, который влияет на общий процесс — так повышается значимость личности, развивается ответственность, укрепляются социальные навыки и командный дух.

Ребёнок начинает гордиться собой и чувствовать себя частью команды под названием семья. Повзрослев, он сможет таким же образом взаимодействовать с обществом.

Правильное воспитание — сложная и кропотливая работа 24 часа в сутки и без выходных, но на другой чаше весов будущее вашего ребёнка. Ведь сегодня нет бездельников даже среди особ королевской крови.

А вы спрашиваете, почему кризис в стране и фондовый рынок с 2008 года никак не вернет убытки…

Как этот тренд отразится в будущем

Проблема в том, что молодые специалисты “созревают” позже, чем могли бы. Следовательно, происходит замедление появления новых квалифицированных кадров. Пока молодёжь не имеет хороших вариантов для начала своей трудовой деятельности, заманивать её на работу будет тяжело.

Читайте также: Экономия семейного бюджета на Алтае, или как сделать развивающие игры для ребенка своими руками.

Альтернативный вариант — молодёжь сама побежит на работу, когда “прижмёт”. И тогда придется перестать брезговать тем, что раньше вызывало отвращение. Главное — не испытать отвращение к себе из-за преданных идеалов юности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...