Закон оптимума мотивации Йеркса-Додсона

Закон Йеркса-Додсона объясняет почему, стремясь к определенной цели изо всех сил, мы увеличиваем риск провала. Почему важно сохранять оптимум мотивации.

Литература

  • Оптимум мотивации // Экспериментальная психология / под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. — Москва : Прогресс, 1975. — Вып. 5. — С. 119—125.

Почему мы стараемся, но не получается?

Мы часто встречаемся с ситуацией, когда не получается достигнуть цели даже при всех стараниях и приложенных усилиях. Психологи выявили закономерность, которая объясняет этот удивительный факт.

Существует мнение, что самый высокий результат достигается при высокой степени мотивации. Однако согласно закону Йеркса-Додсона в психологии для достижения результата достаточно мотивации средней интенсивности.

3.3. Основные формы направленности личности

1. Высший регулятор поведения – это:

а) убеждения;

б) мировоззрение;

в) установка;

г) мотивация.

2. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:

а) влиянием;

б) мировоззрением;

в) личностным смыслом;

г) потребностью.

3. К качествам мировоззрения не относятся:

а) содержательность и научность;

б) систематичность и целостность;

в) степень обобщенности и конкретности;

г) конкретность и дискретность.

4. Основоположником концепции отношений личности является:

а) Л.С. Выготский;

б) В.А. Ядов;

в) А.Н. Мясищев;

г) А.А. Бодалев.

5. Автором иерархической схемы диспозиционной регуляции социального поведения личности является:

а) А.Н. Леонтьев;

б) В.А. Ядов;

в) А.Н. Мясищев;

г) А.Г. Асмолов.

6. Положительные, безразличные и отрицательные отношения характеризуют:

а) модальности отношений;

б) степень интенсивности отношений;

в) качественные особенности отношений;

г) степень сознательности отношений.

7. Интенсивность и направленность являются:

а) содержательными характеристиками отношений;

б) формально-динамическими параметрами отношений;

в) этическими критериями отношений;

г) личностно-смысловым критерием отношений.

8. Система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, причинами и мировоззрением, предстает как:

а) убеждения;

б) установка;

в) мировоззрение;

г) аттитюд.

9. Основанием классификации интересов на материальные, духовные и общественные является:

а) содержание;

б) цель;

в) устойчивость;

г) уровень действенности.

10. Критерием классификации интересов на активные и пассивные выступает:

а) содержание;

б) цель;

в) устойчивость;

г) уровень действенности.

11. Стремление личности к достижению целей той степени сложности, на которую она считает себя способной, проявляется как:

а) установка;

б) притязание;

в) мировоззрение;

г) личностный смысл.

12. Субъективное отношение личности к явлениям объективной действительности называется:

а) установкой;

б) мировоззрением;

в) личностным смыслом;

г) направленностью.

13. Основной источник активности личности, внутреннее состояние нужды, выражающее зависимость от условий существования, – это:

а) убеждение;

б) установка;

в) личностный смысл;

г) потребность.

14. Специфическая познавательная направленность на предметы и явления окружающего мира называется:

а) влечением;

б) желанием;

в) интересом;

г) склонностью.

15. Мотивы, в которых потребности непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат деятельности, – это:

а) влечение;

б) желание;

в) интерес;

г) стремление.

16. Неосознаваемое состояние готовности к определенной деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена потребность, называется:

а) влечением;

б) установкой;

в) интересом;

г) стремлением.

17. Высшая форма направленности личности – это:

а) влечение;

б) желание;

в) интерес;

г) убеждение.

18. Понятие “установка” является синонимом понятия:

а) аттракция;

б) аттитюд;

в) атрибуция;

г) атония.

19. Установки:

а) определяются только нашими мнениями и убеждениями;

б) являются результатом тех влияний, которым мы подвергаемся с детства;

в) с большим трудом изменяются после 20-го года жизни;

г) не применяются в течение жизни.

20. Компонентами установки не является сфера:

а) когнитивная;

б) аффективная;

в) поведенческая;

г) волевая.

21. Стереотипы:

а) представляют собой результат общественного опыта;

б) не укрепляются при тесном общении с другой группой людей;

в) не являются предубеждениями;

г) сформировавшись, не применяются.

22. Преодоление трудностей в осуществлении деятельности, которая сама по себе интерес не вызывает, но является условием осуществления интересующей деятельности, свидетельствует:

а) о широте интереса;

б) об устойчивости интереса;

в) о продолжительности интереса;

г) об объеме интереса.

23. Содержательностью и значимостью для личности определяется оценка:

а) интенсивности интереса;

б) широты (или узости) интереса;

в) устойчивости интереса;

г) силы интереса.

24. В длительности сохранения и интенсивности интереса выражается его:

а) сила;

б) широта;

в) устойчивость;

г) концентрация.

25. Стремление человека быть в обществе других людей, ориентация личности на поддержку со стороны другого человека называется:

а) аттитюдом;

б) аттракцией;

в) аффиляцией;

г) аккомодацией.

26. Возникновение привлекательности при восприятии одним человеком другого как субъекта восприятия называется:

а) аттитюдом;

б) аттракцией;

в) аффиляцией;

г) ассимиляцией.

27. Склонность объяснять все поведение человека на основе тех качеств, которые, на наш взгляд, являются у него главными, называется эффектом:

а) первичности;

б) ореола;

в) плацебо;

г) пигмалиона.

Где применять?

Люди работают за компьютером

В работе

Особенно, если вы являетесь руководителем. Чаще всего работодатели стремятся максимально высоко поощрить сотрудников, думая, что тогда они более ответственно отнесутся к работе. Но впоследствии оказывается, что это наоборот, вызывает у них негативное отношение к обязанностям.

Да и возрастает уровень стресса в силу конкуренции и напряжения. Эмоциональная нестабильность ввиду возникшего ажиотажа и чрезмерного вовлечения в процесс негативно сказывается на концентрации. Что впоследствии приводит к ошибкам и даже апатии. Так как энергия затрачивается также по максимуму.

Для саморазвития

Ваша мотивация должна быть оптимальной, иначе ожидаемого развития и изменений в психологии своей личности не достичь. Например, если вы хотите похудеть и все мысли заняты только этой идеей, долго продержаться на правильном питании не выйдет.

Вы просто сами себе будете мешать и провоцировать срывы. Изнурительные нагрузки и ограничения в еде приведут к сильнейшему стрессу. Который, как вы можете узнать из этой статьи, приносит немало вреда здоровью.

Необходимо успокоиться, осознать, что похудение – скорее всего, длительный процесс и осуществлять запланированное стоит без суеты. Тогда появляется шанс ощутить удовольствие и удовлетворение, постепенно наблюдая желаемые результаты.

Закон Йеркса-Додсона

В 1908 году британские учёные Роберт Йеркс и Джон Додсон проводили эксперимент. Они наблюдали за передвижением крыс в лабиринте. Животные при этом подвергались ударам электрического тока. Учёные установили, что сначала при увеличении силы тока крысы бежали по лабиринту с большей скоростью, но при очередном повышении силы импульсов крысы начали хаотично передвигаться по лабиринту. Время прохождения препятствия увеличилось. Выяснилось, что причиной этого стал стресс.

Йеркс и Додсон установили, что существует определенный уровень (так называемый оптимум мотивации), при котором деятельность выполняется лучше всего. Дальнейшие исследование показали, что эта закономерность верна и в отношении человека. Людям предлагалось выполнить задание за определенное денежное вознаграждение. Сумма постепенно увеличивалась, и по мере увеличения вознаграждения люди лучше справлялись с заданием, их заинтересованность росла. Когда же в ход пошли достаточно крупные суммы денег, участники эксперимента хуже справлялись с заданием. Им мешали волнение и стресс.

Принцип работы закона Йеркса-Додсона

Суть закона Додсона

Графически закон Йеркса-Додсона изображается в виде кривой, она сначала растет, а после повышения уровня возбуждения, уменьшается. Альтернативно этот закон называется U-модель.

Форма кривой может изменяться в зависимости от поставленных целей.

Если задача простая и хорошо изученная, отношение к ней монотонное, при этом производительность увеличивается пропорционально росту волнения.

Если же задача сложная, неизвестная, появляется точка, взаимосвязанная с возбуждением и производительностью. Она в определенный момент изменяется на противоположную и это значит, что при росте волнения производительность снижается.

Верхняя часть буквы U доказывает возбуждающий эффект, однако негативные эмоциональные эффекты (волнение, стресс) оказывают отрицательное влияние на внимание, память и способность решать проблемы, поэтому движение начинается по нисходящей.

Для каждого человека U-модель различна в зависимости от ситуации. Существуют четыре фактора, которые непосредственным образом могут влиять на эту кривую: это личность, уровень квалификации, уровень беспокойства и сложность поставленной задачи.

Личность человека влияет на то, как он может противостоять давлению. Например, у экстравертов это выходит лучше, чем у интровертов. То есть, получается, что работоспособность интровертов улучшается при отсутствии давления.

Уровень квалификации самым прямым образом влияет на эффективность достижения цели. Тот, кто имеет высокую квалификацию, больше уверен в собственных силах, а значит даже при давлении сможет справляться с проблемами.

Что касается уровня тревоги, здесь опять речь идет о степени уверенности человека. Скорее всего уверенный человек будет проще переносить давление, так как у него нет сомнений в собственных силах.

Сложность поставленной задачи – еще один важный фактор. К примеру, сделать копию проще, чем написать эссе. Но при этом нельзя забывать о том, что сложность поставленной задачи тоже будет варьироваться от личности и классификации человека.

Как это работает?

Следуя вышеуказанным положениям, можно сделать вывод, что на самом деле секрет успеха очень простой. При сложной работе человек должен быть сконцентрирован только на самом результате, который и будет являться его поощрением.

Также важно, чтобы он сохранял спокойствие, не был слишком заинтересован в нём. Как говорится «делай, что должен и тогда всё получится»

Обычно, когда кто-то совершает героический поступок или создаёт что-то уникальное, он говорит о том, что просто делал свою работу и ничего сверхъестественного в этом не видит.

Замечали, что когда возникает чрезвычайная ситуация, требующая срочных действий или принятия верного решения, человека словно парализует и он оказывается неспособным вообще думать?

Подобная реакция не характеризует его как слабоумного или трусливого. Просто в такой момент он испытывает состояние, похожее на панику. Мозг просто отказывается рационально мыслить, чувства настолько захватывают, что мешают ему выполнять свои функции.

Вот точно так же и при усиленной стимуляции. Личности настолько хочется получить столь значимое поощрение, что больше ни о чём другом думать не может. Поэтому сбивается, начинает нервничать ещё больше, что впоследствии грозит полным провалом.

Ссылки

  • Законы Йеркса — Додсона // Психологический словарь
modif.png Эта страница в последний раз была отредактирована 13 апреля 2021 в 14:11.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2.
Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Как работает закон Йеркса-Додсона?

Как работает закон Йеркса-Додсона

Закон оптимума мотивации Йеркса-Додсона помогает определить достаточный уровень заинтересованности, который не помешает достижению необходимого результата. Но почему и в какой точке стремление может вдруг стать фатальной помехой?

Дело в том, что возрастающая мотивация способна вызвать нежелательные эмоциональные состояния. Сначала она стимулирует увеличение напряжения в подкорке головного мозга. Чрезмерно сильные импульсы начинают атаковать кору и провоцируют ее разлитое возбуждение. Вследствие этого возникают ощущения тревоги, страха или беспокойства, которые способны разрушить и превратить в пыль любой план действий.

Согласно закону Йеркса-Додсона важную роль играет также оптимальный уровень тревоги, а не только мотивации. Он должен позволять человеку принимать обдуманные решения и не становиться причиной паники и утечки энергии.

Завершение

Будьте внимательны к себе и своим ощущениям, попробуйте обнаружить собственный оптимум и придерживайтесь его.

В случае если у вас совсем не выходит приступить к выполнению какой-то задачи, так как мотивация слишком занижена и никакие поощрения на неё не в силах повлиять, воспользуйтесь рекомендациями, которые находятся здесь.

Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина

Читайте далее:

Законы Паркинсона о которых нужно знать

Эмперический Закон Парето 20/80 для повышения КПД любого человека до 100%

Как правильно пользоваться законом равновесия вселенной?

Почему не стоит путать понятия мотивации и стимулирования

Самые результативные методы мотивации к созданию и развитию своего бизнеса

1

Положения закона Йеркса-Додсона

Закон Йеркса-Додсона включает в себя два положения:

  1. По мере роста мотивации качество деятельности повышается, но лишь до определенного уровня. После достижения оптимума мотивации, оно наоборот понижается. Эта зависимость имеет вид кривой.
  2. Существует обратная зависимость между уровнем достаточной мотивации и степенью сложности задачи. Для решения более сложной задачи уровень мотивации должен быть ниже, чем для решения менее сложной.

Зная закон Йеркса-Додсона, легко объяснить случаи продавала на экзамене у отличников или неудачи на собеседовании у слишком ответственного человека. Чрезмерная тревога, вызванная высоким уровнем мотивации, способна привести к нежелательному результату при выполнении различных задач.

Читайте также:

  • «Я не умею, у меня нет опыта». Семь ошибок на собеседовании, которые делают все
  • Алена Владимирская: Многим придется уйти в продажи, чтобы прокормить детей

По каким критериям определяют оптимум мотивации?

Признаки наступления оптимума мотивации Признаки утраты оптимума мотивации
Устойчивый настрой в заданном направлении. Нарастающее напряжение, переходящее в нервозность.
Адекватная реакция на происходящее, включая непредвиденные сложности. Повторяющиеся ошибки.
Подмена искреннего энтузиазма чисто волевым настроем.
Стойкий интерес к процессу работы. Желание бросить начатое.
Нарастание тревоги и страха.
Поиск творческого решения задач. Паника и неспособность спокойно воспринимать непредвиденные обстоятельства.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...