Как запрягать лошадей: способы, описание, характеристика

Как запрячь лошадь правильно: основные элементы упряжи, виды и способы, этапы и правила. А также как приучить лошадь к упряжке, правила распрягания коня и особенности парной запряжки.

Особенности транспортного средства

Катание на санях – это традиционная русская национальная забава. И тут всегда вспоминаются слова Николая Васильевича Гоголя: «Какой русский не любит быстрой езды?». Но какая же быстрая езда в телеге? Конечно же, великий писатель имел в виду сани. Они и сегодня состоят из полозьев, так называемого кузова и оглоблей. Более подробно рассмотреть их вы можете на фото.

Sani-russkie-begovie.jpg

Найденные детали самых древних саней относятся ко второму тысячелетию до нашей эры. На них ездили и в южных странах, и в северных. А для детей, пожалуй, нет и не было лучшей забавы, чем прокатиться по мягким сугробам. В русских деревнях в хозяйстве крестьян сани были незаменимы. На них и ездили, и дрова из лесу возили, и сено скотине доставляли.

Но не был чужд этот вид транспорта и для важных персон. Кроме того, сани всегда считались более престижным видом транспорта, по сравнению с телегой. И как ни странно звучит, но в них не стеснялись князья или богатые купцы прокатиться даже летом по траве. Это и удобнее, и безопаснее, ведь можно быть всегда уверенным, что не отпадет и не сломается колесо. Вот почему такие процессии, как венчание или выезд царя не обходились без этого транспорта.

Kolomenskoe-sani.jpg

Сакральное значение

Популярность саней на Руси можно объяснить не только удобством передвижения, но и особым сакральным смыслом этого вида транспорта. Они символизировали средство связи между земным и потусторонним миром. Недаром многие народы, уже имея колесную повозку, по обычаю использовали сани в похоронных обрядах. По народным поверьям на Руси, изначально люди круглый год ездили исключительно на санях. А колеса и возы, как говорят, были придуманы нечистыми.

Виды

Первые сани гениально просты. Кто-то когда-то привязал две жерди к лошади, а сзади положил груз. Таким образом, появился самый первый вид этого транспорта – волокуши. Они и являются первым прототипом всех санок. Сначала их удлинили, затем появились борта, а затем оглобли и дуга. Смотрите фото.

vidu-sanei.jpg

Сегодня существует несколько видов саней: европейские охотничьи, русские беговые, городские, розвальни и современные для спортивной езды на тройках.

  • Розвальни. Этот вид саней раньше был во дворе у каждого крестьянина. Они считались не столько ездовым, сколько рабочим видом транспорта, так как позволяли перевозить большие грузы. Они одновременно достаточно массивные и легкие, а их полозья изготовлялись из дерева. Именно на таких санях ехала боярыня Морозова из известной картины Василия Сурикова.
  • Городские. Эти санки компактные и рассчитаны под одного, максимум два человека. Они имеют узкий полоз и обязательно подреза. Это железные специальные полосы, которые крепились на деревянные полозья для уменьшения раската. Такие санки были своеобразным частным транспортом.
  • Европейские охотничьи. Они отличаются от русских тем, что имеют тормоза. Представляют собой специальные зажимы, которые крепятся на внешнюю сторону полоза.
  • Русские беговые. Такие сани имеют только низкую спинку. Это предназначено для того, чтобы человек, одетый в теплую одежду, мог спокойно вылезти из них, не зацепившись.

Кратко о том, из чего состоит упряжка

Запряженная лошадь

Упряжь для животного подбирается на индивидуальном уровне – она не должна создавать болевые и дискомфортные ощущения. Вмещает в себя несколько элементов, которые исполняют определенные функции.

Уздечка

Уздечка у лошади

Это сложнейшая конструкция, состоящая из нескольких деталей:

  1. На изгибе ротовой полости коня устанавливаются удила. Это стержень из металла, по краям которого находятся кольца.
  2. От колец идет подборочный ремешок, расположенный в области подбородка. Данные поводья довольно длинные, поэтому их середина всегда располагается у наездника в руках.
  3. Уздечка держится за счет оголовья (два ремня, проходящие спереди и сзади ушей).

Недоуздок

Недоуздок

Этот элемент выполняет функцию уздечки, но только в том случае, когда лошадь находится в распряженном виде. Недоуздок представляет собой ремень, охватывающий морду животного внизу и вверху.

К нижней части крепится кольцо, на которое устанавливается поводок. В момент запряжки недоуздок снимается.

Шоры

Шоры

Основное назначение шор – ограничение обзора лошади по сторонам. Они устанавливаются на внешнюю сторону глаз так, чтобы их расположение было немного ниже уровня зрительных аппаратов.

Прикрепляются посредством держателей. Особенно важно использовать шоры, когда конь передвигается по автомагистрали. Это снижает риск испуга животного.

Вожжи

Вожжи

При помощи вожжевых деталей осуществляется управление лошадью. Они закрепляются к удилам, удерживаются возницей.

Хомут

Хомут

Хомут запрягается только в том случае, если лошадь должна тянуть воз, так как главным предназначением элемента является передача тяговой силы от коня тележке.

Сделан хомут из таких деталей:

  1. Прочнейшие 2 элемента (деревянные клещи), которые скрепляются между собой снизу. Надеваются на голову коня. Для этого раздвигается нижняя зона, после соединяется при помощи супони.
  2. Чтобы деревянные клещи не натирали тело животного, под них укладывается хомутина (подкладка), сделанная из эластичной и мягкой ткани.
  3. К хомуту крепится шлея, состоящая из ремешков, охватывающих туловище лошади в различных направлениях. Место расположения: 2 шлеи по бокам, одна – по верхней поверхности лошадиного крупа, еще две – по вертикали. Это необходимо, чтобы хомут не смещался при непредвиденных ситуациях.

Хомут должен прилегать к телу достаточно плотно, но так, чтобы конь мог беспрепятственно дышать. При помощи этого элемента сила животного используется наиболее эффективно, а также отсутствует вибрация при движении телеги на неровной поверхности.

Оглобли

Оглобли

Это деревянные направляющие, которые крепятся к вертикальным дугам в виде полукруга. Оглобли напрямую взаимосвязаны с хомутом.

Гужи

Гужи представляют собой ременные петли, которые подвязывают оглобли к хомуту. Благодаря гужам обеспечивается точное положение оглоблей (исключается отклонение по сторонам), поэтому длина должна быть одинаковой.

Специалисты настоятельно рекомендуют смазывать гужевые детали дегтем, что не даст возможности влажности накапливаться в них (из-за чего они разрушаются).

Седёлка и подпруга

Как запрячь лошадь?Седёлка

При помощи подпруги и седёлки закрепляется оглобель. Используется ремень повышенной прочности, который проходит через кольца (по нижней и верхней части крупа) и подвязывается к 2-ум оглоблям.

Данный элемент располагают по туловищу через кольца ‒ сверху, снизу, по бокам. Вверху обязательно подкладывается мягкая войлочная ткань для снижения трения. После крепления седёлки подпруга затягивается снизу.

Намордник и воротник

Как запрячь лошадь?Воротник

Указанные элементы применяются только в случае необходимости. Обычный намордник надевают на морду лошади спереди, после чего крепят ремнем, расположенным за ушами.

Воротник крепят к шейной области коня, после чего расширяют по переднему направлению. При этом животное не сможет смотреть по сторонам.

Какие бывают запряжки?

Оглобельно-дуговая запряжка

Как запрячь лошадь?1 — удила; 2 — узда; 3 — дуга; 4 — повод с темляком; 5 — зга; 6 — седелка; 7 — чересседельник; 8 — шлея : 8а — продольный ремень, 8б — поперечные ремни, 8в — откосный ремень, 8г — ободовый ремень, 8д — мочка; 9 — оглобля: 9а — гребенка, 9б — тяж; 10 — подбрюшник; 11 — подпруга; 12 — гуж; 13 — хомут; 14 — супонь; 15 — вожжи.

Данный способ запрягания коней идеально подходит для одноконной русской телеги. Для запряжки понадобится хомут, шлеи, супони, сидёлка, чересседельник, дуга.

Процесс снаряжения амуниции:

  1. Первое, что надевается, – узда. Во время холодов железные удила согреваются (предварительно занести в теплое помещение или подержать в руках несколько минут). В противном случае металл передаст холод телу животного, после чего начнутся воспалительные процессы в мягких тканях.
  2. Далее левой рукой беремся за упряжь, а в правую кладем сидёлку и чересседельник. Потом накладывается на спину сидёлка. Делать это нужно в определенной последовательности: уложить на участок, расположенный около холки, расправить шерсть, разложить по спине.
  3. Таким образом, верхняя часть должна находиться на холке, нижняя – на расстоянии от 9-го до 15-го ребра на спине. При этом шлея должна спускаться до уровня локтя лошади.
  4. Следом надо затянуть подпругу. Между кожей животного и шлеей необходимо оставить расстояние в 3-5 см.
  5. Следующий шаг – накладывание хомута. Перевернуть нижней стороной вверх, продеть через голову коня. В самой узкой зоне шеи перевернуть хомут, придав правильное положение. Осталось расправить гриву и набросить шлею.
  6. Завести животное в оглобли, кончики которой должны быть на одном уровне с гужей.
  7. К оглобле справа, а потом слева, прикрепить чересседельник за петли, расположенные на сидёлке.
  8. Затем дуга подводится с нижней левой зоны под оглоблю, обгибается против хода часов, конец вдевается в петлю. Снова обогнуть оглоблю и уложить дугу на хомут.
  9. В итоге кончик справа должен соприкоснуться с оглоблей этой же стороны. Аналогичным образом поступают с петлей гужи справа.
  10. Взять в руки супонь, стянуть хомут за оба края. Оба концы должны сомкнуться. Если не получается, то надо удлинить гужи. Бывает такое, что хомут смыкается, но дужки не имеют правильного положения. Ошибка в этом случае заключается в том, что гужи слишком длинные.
  11. Пристегнуть вожжи к уздечке. Особенность: вожжи можно продевать через середину или снаружи дуги. Первое нужно сделать тогда, когда конь не слушается повода.

Полезные рекомендации:

  • гужи не должны находиться спереди дуги;
  • хомут подбирается по индивидуальному размеру коня (при точном соответствии он плотно прилегает к плечам);
  • если хомут, который есть в наличии, большой, на внутреннюю его часть нашивается войлочная ткань;
  • если хомут маленький, использовать его нельзя;
  • запрещено накладывать только чересседельник (без сиделки) – это чревато травмированием кожного покрова лошади.

Постромочно-дышловая

Такая запряжка применяется при паре коней, которые используются в сельском хозяйстве. Обязательное условие – наличие дышла на телеге. Это одна оглобля, расположенная точно по центру, к которой пристегивают лошадей по отдельности. Дополнительно берут нагрудник, постромки, нашильник.

Постромочно-дышловая запряжка

1 — кочеток; 2 — вага; 3 — валек; 4 — постромка; б — передняя вага; 6 — нашильник; 7 — нагрудник; 8 — дышло.

Процесс запряжки:

  • надеть уздечку и хомут на каждое животное;
  • поставить коней с 2-х сторон дышла;
  • натянуть нашильник на дышло, закрепить на нагрудниках в кольце;
  • зафиксировать хомут, правильно натянуть постромки;
  • прикрепить нагрудник за постромок и хомут;
  • вожжи пристегнуть к уздечке.

Постромочная

Данный метод запряжки считается простейшим и самым быстрым. Здесь не понадобится ни дышло, ни дуга, ни оглобля. Поэтому способ носит и другое название – пристяжка.

Спектр применения широкий – тележка, плуг, борона, экипаж. Постромочная упряжь напоминает оглобельно-дуговую запряжку. Основана на накладывании шлеи и пристёгивании ремня за воз (для этого есть специальное кольцо).

Еще существует смешанный тип запрягания лошади, суть которого заключается в использовании одновременно нескольких видов запряжки. Применяется преимущественно для телег с грузами и людьми.

Европейская оглобельно-постромочная запряжка

2_img

  Оголовье
1 – Подбородный ремень (подгарок)
2 – Затылочный ремень
3 – Налобный ремень
4 – Наглазники (шоры)
5 – Нащечный ремень
6 – Наносный ремень (капсуль)
7 – Удила
Шорка
9 – Соединительные ремни
10 – Холочный ремень
23 – Нагрудный ремень шорки
Шлея (полушлея)
13 – Продольный ремень
14 – Поперечный ремень
15 – Соединительные (откосные) ремни
16 – Ободовый ремень
19 – Мочка
20 – Оглобельный ремень

8 – Вожжи
11 – Ремень для крепления оглобель и его пряжка
12 – Седелка
17 – Подхвостник
18 – Постромка
21 – Подпруга нижняя
22 – Подпруга верхняя

Как правильно запрячь в сани или телегу?

Как запрячь лошадь?Повторяйте действия по цифрам из фото, самое главное — соблюдайте порядок правильной заправки

Процесс запрягания лошади состоит из нескольких этапов, которые имеют свои особенности:

  • Крепление уздечки. Деталь берут в левую руку, подходят к коню с этой же стороны. Далее правой конечностью надо обхватить жеребца за шею и слегка притянуть к себе. Этим вы животное обуздаете. После вставьте в рот удила так, чтобы уголки ротовой полости были приподняты на пару складок. Обязательно подтягиваются все ремни. Таким образом, нащечные и суголовные элементы должны поддерживать удила, переносные и налобные тесьмы должны быть свободными настолько, чтобы под ними помещалось пару мужских пальцев. Под подбородным ремешком должен разместиться целый кулак.
  • Крепление хомута. Хомут надо вставить так, чтобы он уперся о гребешок в начале холки. С боку укладывается на мускулы, которые находятся на лопаточной оси спереди. Снизу лопатки устанавливается хомутина в начале шеи над соколком. Когда крепление окончено, необходимо вставить ладонь ребром и провести от верхней зоны бугра плеч и лопаток до внутренней части.
  • Крепление седелки. Она должна укладываться равномерно по всей спине, начиная с нижней половины холки.
  • Крепление шлей. Шлея укладывается на холку, после чего расправляется по ходу к крупу. Далее пряжка пристегивается к ремням хомута и подгоняется по необходимому размеру. Правильное положение: ладошка должна свободно проходить между седалищным бугром и ободочным ремешком.
  • Крепление чересседельника и подбрюшника. Это разные ремни, прикрепленные к единому кольцу. Их необходимо пропустить через него так, чтобы получилась петля, которая надевается на оглоблю.
  • Заведение в оглобли. Можно использовать разные способы:
    • перешагнуть жердь;
    • накатить элемент на коня;
    • осадить в деталь около повозки.
  • Закрепление дуги. Нужно встать перед оглоблей так, чтобы морда лошади смотрела вам в лицо. Приставить дугу к ноге справа, а левой рукой ухватиться за гужи, после чего их нужно растянуть и слегка перекрутить (при необходимости), подгоняя длину. Уложить гуж на оглоблю, вставить левый конец дуги (её поднимают так, чтобы кольцо находилось «от человека») в гужевую петлю.
    Далее нужно переложить конец дуги слева перед гужем через оглоблю, разворачивая кольцом вперед. Таким образом, оглобля укладывается в отверстие дуги, которая накладывается на шею животного. Со второй оглоблей поступаем аналогично.
  • Фиксирование хомута. Для затягивания детали необходимо встать с левой стороны от коня и обмотать супонью клещи 1 раз. Упереться ногами в клещи и стянуть супонь, снова обмотав ее.
  • Заправки ремней. Для удобства ремень удерживается правой рукой (большим пальцем), а левой – нужно надавить на клещи справа. В результате этого должна образоваться щель, через которую просовывают вниз конец супони, которую надо затянуть до упора, после чего конец поднимается вверх. В получившуюся петлю пропустить еще одну петельку и снова затянуть и обмотать супонью, кончик которой складывается в 2 раза и продевается в петлю.
  • Крепление повода. Поводок перекрестить и натянуть, после чего накинуть на шею лошади. Пропустить темляк сквозь кольцо, расположенное на дуге, и привязать к одной гуже. Длина должна соответствовать расстоянию, на которое конь сможет вытянуть шею. При этом наклоняться слишком низко она не должна.
  • Крепление вожжей. В некоторых случаях гужи оснащаются кольцами. Тогда необходимо вожжи пропускать через них. Если же кольца отсутствуют, то одна вожжа накладывается над гужей, а вторая – под ней.

Если что-то осталось непонятым, посмотрите видео:

Способы

Можно выделить несколько видов упряжи: с одной лошадью, двумя, тремя или многоконная упряжка. Как запрячь одного коня, мы разобрали выше. Если требуется запрячь двух коней, один из них становится коренным, а другой пристяжным (его «пристёгивают» к коренной лошади, чтобы он бежал рядом и помогал тащить повозку). Когда запрягают тройку лошадей, центральная становится коренной, а остальные две – пристяжными.

Когда запрягают больше трёх коней, их выстраивают в две больше линии. Если их четыре, то два выносных коня станут в первую линию, а ещё два коренных во вторую. Редко используется квадрига (все четыре лошади бегут в один ряд).

Использовать больше 4-5 лошадей в одной упряжке одновременно не имеет практического смысла. Так делают на развлекательных мероприятиях.

Ещё реже можно встретить упряжь, в которой кони запряжены гуськом. Обычно это используется на выступлениях в цирках. Самостоятельно можно запрячь одну-две лошади. Для большего количества, потребуется несколько человек. Интересно то, что в XVIII веке Екатериной II был принят указ о том, какому титулу и чину в какой карете и с каким количеством лошадей ездить. Например, в генеральскую карету должно было быть впряжено от 6 до 10 коней одновременно.

Хотя, как было сказано, выше это не имеет практического смысла. С точки зрения вариативности упряжи, можно выделить следующие виды.

Оглобельно-дуговая

Считается чисто русским способом запряжки коня. В Европе этот вариант встречается очень редко. Идеальный вариант для впрягания коня в повозку или сани. При использовании этого способа значительно снижается количество необходимой сбруи. В частности, допускается не использовать шлею и подпругу. Это самый простой вариант упряжи.

Дышловая

Так называются те виды упряжи, при которых не используют дугу, а зачастую еще и шлею (или используют ее облегчённый вариант). Какого-то конкретного набора предметов упряжи не существует. Этот вариант предназначен для работ в поле. Хомут может заменяться конструкцией ремней. Рациональней всего его использовать, когда нужно запрячь 2 или 3 лошади. Если их 2, то жердь дышла будет помещаться между ним. А если 3, то один из коней ставится в первую линию.

Чтобы его прикрепить к дышлу, и остальным коням нужно использовать дополнительную сбрую из ремней и цепей.

Постромочно-дышловая

Этот вариант используют, когда предстоит долгая дорога, или требуется впрячь двух лошадей. Особенность этого метода в том, что используется такая часть сбруи, как дышло (оглобля, соединенная в единую конструкцию до того места, которым её крепят к повозке). Это повышает устойчивость животного и снижает риск получить травму на крутых спусках.

Если требуется впрячь двух лошадей, то дышло будет иметь вид длинной деревянной оглобли с раздвоением на одном конце.

Оглобля будет закрепляться между лошадьми, а раздвоение к повозке.

Оглобельно-постромочная

По-другому – английская упряжь. Этот способ очень распространён в европейских странах. Его особенность в том, что не используется дуга, а оглобли могут крепиться к седёлке.

Постромочная

По-другому называется пристяжь. Самый простой вид упряжи, которые используется при сельскохозяйственных работах. Таким же способом запрягается плуг.

Из сбруи часто используется только шлея и оглобли, которые крепятся к петлям на шлею.

Смешанная

Разные виды работ и ситуаций требуют разного набора сбруи. Часто возникает необходимость комбинировать несколько видов упряжек. Для разных целей коней можно впрягать в повозки (в них часто катают людей по улицам), сани (используются в деревнях или как развлечение на такие праздники, как Масленица), телеги (часто встречаются в деревнях) или предметы сельскохозяйственного назначения (плуг, например).

Дадим несколько рекомендаций по уходу за лошадью и сбруей.

  • Упряжь должна быть всегда чистой и смазанной. В противном случае она закостеневает от пота и грязи.
  • Хранить принадлежности рекомендуют на деревянных вешалках (они неподвластны ржавчине).
  • Хомут и седёлку нужно вешать войлоком наружу, так войлок быстрее и лучше проветрится.
  • Кожаные части смазывают только после того, как очистят их от грязи.
  • В ненастную погоду сбруя пачкается больше. По возвращении в конюшню нужно обязательно очистить грязь.
  • Для того чтобы сделать дополнительные отверстия, нужно пользоваться специальным пробойником. И ни в коем случае не делать это шилом или ножом.
  • Комплект упряжи подбирается для каждой лошади индивидуально. Её кличка пишется на хомуте.

О том, как правильно запрягать лошадь, смотрите далее.

Как приучить лошадь к упряжке?

Лошадь в упряжке

Каждая лошадь нуждается в приучении и особенно в привыкании к упряжке. На это может уйти достаточно много времени, так как процесс проводится последовательно.

Специалисты рекомендуют придерживаться следующих правил:

    • Самое первое, что надо сделать, – это научить коня слушаться хозяина. Для этого используются различные команды. Например, повернуть вправо/влево, стоять, идти и т. д. Грамотное содержание и уход за лошадью помогут создать благоприятную атмосферу для обучения.
    • Еще до запряжки необходимо надевать седло и выводить лошадь на улицу. Обязательно потребуется помощник, который поможет справиться с непослушным животным.
    • После того, как жеребец привыкнет к седлу, можно смело на него садиться. Во время езды старайтесь управлять им при помощи вожжей и команд.
    • Обязательно хвалите коня за каждое правильно выполненное задание. Ваш голос должен быть мягким. Можно дать и любимое лакомство.
    • Езда в седле начинается с небольшого промежутка времени. В первый раз достаточно проехаться 10 минут, во второй – 20 и т. д.
    • При выездах обратите внимание на населенность местности – желательно, чтобы незнакомые люди и машины не находились поблизости.
    • Погода при заездах должна быть благоприятной.
    • Перед выездами хорошо покормите своего любимца, но в этом случае лучше вскармливать сеном и минимальным количеством овса. Это необходимо для того, чтобы вызвать у коня желание получить лакомство.
    • В перерывах между ездой постепенно приучайте к запряжке – все элементы надевайте аккуратно и медленно, не осуществляйте резких движений, не допускайте дискомфортных и болевых ощущений.
    • Когда наступит момент присоединения телеги, обратите на неё внимание – она не должна громыхать, сильно скрипеть и быть в непосредственной близости к ногам лошади.

Чтобы животное во время запрягания не испытывало мук длительное время, обязательно изучите инструкцию, как правильно и быстро это делать.

На первых этапах, если вы новичок, обязательно воспользуйтесь услугами инструктора, который расскажет и покажет, как запрягаются кони.

Рекомендации от профессионалов

Разобравшись с тем, как выглядит и что представляет собой лошадь, запряженная в телегу, не помешает рассмотреть советы, которые, возможно, облегчат процесс упряжки.

  1. Для того чтобы животное не отказывалось от мундштука, можно воспользоваться мёдом либо мятным маслом. Следует смазывать его до тех пор, пока лошадь не приспособится. Вставляя мундштук, важно проследить за тем, чтобы не ударить животное по челюсти, ведь это приводит к серьёзным повреждениям. В зимние морозы следует следить, чтобы мундштук был достаточно утеплен.
  2. При чистке копыт важно обезопасить себя от возможных ударов, потому лучше стоять сбоку либо повернувшись спиной к голове животного.
  3. Если повозка старая и повреждённая, её надо отремонтировать.
  4. Во время первых попыток запряжки лучше воспользоваться помощью опытных товарищей. Особенно важно не поддаваться панике и резким движениям.
  5. При надевании любых составляющих упряжки лучше не совершать резких движений, дабы лошадь не была напугана. Подходить к ней можно только после предварительного расположения руки на плече.
  6. Занимаясь прикреплением вожжей, требуется следить за тем, чтобы застежки были повёрнуты во внешнюю сторону и не ранили животное.
  7. При одевании седла и узды можно подходить к животному только слева. В дальнейшем можно приучить животных к всестороннему контакту.
  8. Седло не должно приносить никакого дискомфорта.
  9. Старые стременные крепления регулируются петлями, однако становиться на них запрещено, иначе не избежать растяжения.
  10. При запряжке никогда нельзя становиться на колени либо присаживаться, ведь животное может причинить серьёзный ущерб.

Такая простая мера безопасности, как шлем, почему-то часто не учитывается при поездках на верховой лошади. Однако этот элемент экипировки должен быть постоянным спутником, причём хранить и содержать его нужно по особым правилам. Для езды подойдут только шлемы, срок годности которых не превышает 5 лет.

Как оказалось, запрячь коня в сани либо телегу может далеко не каждый желающий, ведь это требует от человека определённых умений и самоотдачи.

Постромочная запряжка (без дышла и оглобель)

Этот вид запряжки применяется в пристяжке, в сельскохозяйственных орудиях (плуг, борона), на трелевке леса. При выполнении этих работ рекомендуется использовать седелку и чересседельник.

Как распрягать коня?

Конь

Лошади распрягаются всегда в обратной последовательности в зависимости от применяемого метода. А именно:

  • отвязать и снять вожжи;
  • убрать ремни с оглоблей и седёлки;
  • развязать супонь;
  • отсоединить дугу и снять;
  • вывести животное из оглобли;
  • отсоединить шлеи;
  • снять хомут и седёлку.

Важным правилом является уход за лошадью после распрягания. Для этого при жаркой погоде вытирается пот, во время холодов тело накрывается попоной. После этого нужно покормить лошадь и дать полноценно отдохнуть.

Запрягать и распрягать коней – процесс длительный и сложный. Но освоить основную технику под силу каждому коневоду.

С течением времени данные манипуляции войдут в привычку, после чего человек будет выполнять каждый этап автоматически. Главное – не причинить боль и вред лошади, так как в следующий раз она станет протестовать.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...