Ремонт батарей отопления в квартире своими руками: советы

Холодная сварка для батарей отопления – методы использования для оперативной заделки течи, особенности подготовки поверхности для нанесения клеящего состава

Устройство чугунных радиаторов

Этот вид отопительных приборов состоит из секций. Модели старого типа даже сегодня выпускаются в виде «гармошек», тогда как новое поколение имеет плоскую внешнюю панель, обеспечивающую лучший прогрев всей ее площади.

При работе эти устройства используют два типа отдачи тепла:

  1. Излучение, или как его называют профессионалы, радиация составляет до 25-30% тепла. Оно не просто нагревает воздух, а передается ближайшим предметам, обеспечивая более качественный прогрев помещения.
  2. Конвекция, производимая батареей отопления, обеспечивает постоянное перемещение воздушных масс по комнате, и составляет порядка 75% теплоотдачи.

Устройство чугунной батареи, несмотря на все внешние изменения, осталось прежним. Она состоит из секций, оснащенных:

  • заглушками;
  • запорными устройствами;
  • пробками;
  • хвостовиком и терморегулятором;
  • контргайками;
  • ниппелями и прокладками.

Каким бы ни был чугун крепким, но даже у него есть свои пределы. Как правило, срок службы чугунных радиаторов  составляет 25-30 лет, а при должном уходе и оптимальных условиях работы они могут работать без перебоя от 50 до 100 лет.

Этого не скажешь о деталях, которые скрепляют секции друг с другом, например, о прокладках. При частых гидроударах они могут «раскачаться» или потрескаться от времени. В этом случае появляется течь между секциями чугунной батареи, которая, если не устранить ее вовремя, может стать причиной серьезной аварии и угрозой для здоровья и жизни человека.

Чтобы этого избежать, нужно проверять состояние чугунных радиаторов после окончания отопительного сезона. При этом можно обнаружить совершенно разные неполадки в отопительной системе.

Факторы, которые провоцируют повреждение радиатора

Чтобы не пришлось раньше времени разбираться в том, как правильно устранить течь чугунной батарее отопления, нужно понять, что повреждение конструкции чаще всего обусловлено перепадом температуры в системе и гидроударами. Несмотря на то, что такие радиаторы обладают повышенной устойчивостью к различным негативным факторам, они тоже могут выйти из строя. Большие перепады температуры воды либо другого заправленного теплоносителя негативно влияют на состояние батарей.

Если в системе циркулирует жидкость горячее 100, то в итоге могут быть повреждены прокладки и герметики. При закипании воды давление в центральной системе может подняться в несколько раз. Такая ситуация не исключает повреждение целых секций. В некоторых случаях радиатор может даже лопнуть.

Когда течет ранее исправная батарея, то основная причина может быть связана с неправильным монтажом оборудования. Такая проблема может возникнуть всего через 1-2 года после монтажа. Если для комплектации системы были выбраны чугунные изделия, то не исключен риск производственного брака. Именно поэтому на отопительном оборудовании лучше не экономить, чтобы в итоге не пришлось переплачивать за внеплановые ремонтные работы.

Разрушение ржавчиной

Разновидности дефектов и их устранение

Перед тем как приступать к каким-либо действиям, следует найти участок утечки. Гораздо чаще протекает эксплуатируемая батарея в местах фиксации с другими деталями встроенного контура: специальными клапанами, регуляторами температуры, байпасами. Вполне возможны случаи нарушения целостности основания батареи из-за коррозии, возникающих гидроударов, внутренних засорений и механических повреждений.

Наиболее распространенные неисправности

Если собственник жилья решил самостоятельно разобраться с тем, как можно быстро устранить образовавшуюся течь, тогда необходимо ознакомится с тем, какие виды дефектов такого рода существуют:

  • Нарушение ранее созданной герметичности труб.
  • Трещины в корпусе трубчатого, секционного и панельного радиатора.
  • Образование протечки в месте обвязки конструкции трубопроводом.
  • Нарушение герметичности того шва, который служит соединительным элементом секций устройства.

Даже самая незначительная поломка обязательно приводит к тому, что в отопительном агрегате возникает течь. Именно это и служит явным признаком того, что система вышла из строя. Обнаружить такую проблему может даже неподготовленный человек. Более серьезные проблемы под силу выявить только квалифицированному специалисту, который имеет в своем распоряжении специальное приспособление для измерения давления в трубах. Такой подход особенно актуален в том случае, если слышен характерный звук протечки, но поврежденный отсек отыскать не удается.

Самый проблемный участок

Повреждение фрагмента материала, на котором нет резьбы

Качественно устранить возникшую течь в эксплуатируемом радиаторе отопления можно своими силами. Это отличный вариант для тех ситуаций, когда ждать представителей организации ЖКХ нет времени, а также недоступен сварочный аппарат. Многие деформации появляются из-за некачественного сварного шва и разрушения коррозией.

Восстановить работоспособность системы можно несколькими доступными способами:

  • В магазине сантехники необходимо купить хомут заводского производства, который предназначен для борьбы с протечками. Изделие в разобранном виде надевают на трубу так, чтобы прокладка из прочной резины была расположена напротив места течи. На финальном этапе хомут стягивают болтами.
  • Решить проблему можно и самым обычным хомутом из алюминия, который предназначен для стяжки шлангов на штуцерах. Предварительно на текущие участки накладывают прокладку из толстой резины. Конструкцию зажимают обычной отверткой. Этот вариант отличается своей доступностью и элементарностью.
  • Если нет времени посещать магазины, но нужно срочно решить проблему и ликвидировать течь, тогда можно смело задействовать толстую медную, либо отожженную стальную проволоку. Изделие складывают пополам и притягивают прокладку к месту обнаруженной течи, чтобы скрутить пассатижами.

Внимание! Если пользователь не знает чем замазать сформированное отверстие, а в месте течи отчетливо видны наплывы краски, тогда конструкцию предварительно зачищают ножом. Исполнителю столь кропотливых ремонтных манипуляций следует быть готовым к тому, что после выполненных манипуляций напор жидкости немного увеличиться.

Доступный способ откручивания заглушки

Как устранить протечку из-под контргайки

Причин образования такой проблемы может быть сразу несколько:

  • В результате механического воздействия была нарушена герметичность соединения. Распространенная проблема часто возникает в результате того, что кто-то просто стал нагой на трубу.
  • Выгорел задействованный сантехнический лен.
  • Самый тонкий участок был разрушен коррозией.

Если человек еще не разобрался с тем, чем лучше заделывать небольшую течь, тогда лучше всего придерживаться следующей схемы:

  1. Необходимо отключить и сбросить стояки обогревателя.
  2. Разводным либо газовым ключом следует отвернуть контргайку, чтобы иметь возможность очистить резьбу от остатков подмотки. После проделанных манипуляций следует внимательно осмотреть конструкцию.
  3. Если мастер не обнаружил признаков свищей, тогда можно перемотать контргайку льном с краской, герметиком либо олифой. В качестве доступной альтернативы можно задействовать полимерную нить, которую стоит затягивать умеренным усилием.
  4. На этом этапе понадобится посторонняя помощь, так как при запуске стояков необходимо следить за поврежденным местом.
  5. Если мастеру удалось с первого раза заделать течи в батарее, то ремонтные работы можно считать оконченными. Необходимо только стравить воздух. Если после перемотки контргайки течь не была ликвидирована, то свищ сформировался именно в резьбе.
  6. Необходимо до самого упора по трубе согнать радиаторную пробку и контргайку. Теперь нужно аккуратно отсоединить проводку от радиатора. Имеющуюся резьбу следует прогнать плашкой и нарезать дополнительные шесть ниток. Предварительно обязательно зачищают поверхность от краски.
  7. Остается отрезать трубу до проблемного участка, чтобы снова прогнать заход на резьбу плашкой. После этого подключают радиатор.
  8. На финальном этапе остается запустить систему для полноценного обогрева комнат.

Важно! Эксперты рекомендуют наносить на трубу совсем немного масла, так как в этом случае плашка пойдет гораздо легче и не оставит на металле нежелательных повреждений.

Самостоятельная борьба с протеканием батареи

Покраска старых батарейных блоков

Содержать систему отопления в надлежащем виде – значит отсрочить необходимость делать ремонт радиаторов. Если батареи не текут и хорошо справляются со своими основными функциями, но краска на них облупилась, то понадобится окраска чугунных радиаторов. Неухоженные конструкции из чугуна покрываются ржавчиной, что неминуемо приведет к протеканию.

Нужно удалить видавшее виды лакокрасочное покрытие при помощи железной щетки, химических соединений для снятия краски. Если батарея демонтирована, можно воспользоваться строительным феном, который «вздует» старую краску, после чего ее легко будет снять. В завершении поверхность зачищается наждачной бумагой и секции становятся как новые. Следующими действиями будут обработка чугуна преобразователем ржавчины, обезжиривание растворителем, грунтовка раствором для металлов.

Для окрашивания чугунного радиатора понадобятся:

  • универсальный растворитель или строительный фен;
  • наждачная бумага, щетка;
  • грунт по металлу;
  • антикоррозийное покрытие;
  • краска для радиаторов;
  • кисти, валики и прочее.

Повреждение пластины радиатора

Обогревание жилых помещений должно быть качественным и надежным. Но слишком тонкий коррозионно-нестойкий металл батареи, в конечном счете, даст течь, которую нужно быстро устранить. Если запасной пластины нет под рукой, тогда можно задействовать холодную сварку. Этот материал представлен двухкомпонентным эпоксидным клеем с добавкой мелкой стальной стружки. Все дальнейшие действия должны соответствовать следующей схеме:

  • Когда подтекает обогревательный прибор, необходимо сбросить стояки. Поврежденные участки очищают от краски и ржавчины. Желательно выполнить обезжиривание ацетоном либо бензином.
  • Следует равномерным слоем нанести клей. Подробная инструкция обязательно указывается производителями на упаковке. Лучше всего обработать площадь минимум 4 см2.
  • Нужно выждать то время, которого достаточно для затвердевания состава. Спустя 40—50 минут можно запускать систему и стравливать накопленный воздух.

Повреждение износившихся изделий

Способы ремонта чугунных радиаторов

Существует несколько методов, которые позволяют батареям продержаться не только до конца отопительного сезона, но и пару лет. К ним относятся:

  • Если течь на стыке секций, то ее можно быстро ликвидировать при помощи бинта и эпоксидного клея. Материал пропитывается клеем и наматывается на место протечки. После того, как он схватится, можно закрасить это место в тон батареи, но главное помнить, что подобная «операция» считается временной, и лучше после окончания холодов купить и установить новую секцию.
  • В случае обнаружения свища или трещины потребуется хомут. Его можно купить в магазине стройматериалов, а можно сделать самостоятельно из резины или жести.
  • Холодная сварка для чугунных батарей – это лучший способ быстрого устранения дефекта. Это специальный герметик, внешне напоминающий детский пластилин. Его нужно тщательно размять и нанести на поврежденное место. Средство быстро схватывается, устойчиво к перепадам температур и вполне годится для быстрого и временного ремонта чугунной батареи.

Зная, как заварить чугунную батарею при помощи сварочного аппарата с инверторной схемой, можно спасти устройство на достаточно долгое время от протечек.

Ремонт боковых стенок секций алюминиевого радиатора

Если на секции образовалась трещина, то поможет только пайка аргоном. Холодная сварка и герметики тут бессильны – они не смогут проникнуть глубоко и надежно зафиксироваться в металле.

Если у вас индивидуальная система отопления, давление в которой не превышает 5 бар, можно использовать автомобильный герметик для радиатора. Но это слишком затратный вариант – герметик недешево стоит, а в систему придется залить его немало.

Если в месте протечки есть точечное отверстие, можно использовать холодную сварку. Главное при этом – чтобы она попала внутрь радиатора. Тогда после затвердевания холодная сварка образует своеобразную пробку и будет хорошо держаться. Для небольших отверстий этот вариант не подойдет.


Отверстие на стенке алюминиевого радиатора отопления. Его вполне можно заделать с помощью холодной сварки.

  • С помощью холодной сварки можно заделать отверстия диаметром более 2 мм. Вот полный алгоритм действий:
  • Разогрейте кусок холодной сварки под горячей водой (оберните ее в полиэтилен, чтобы избежать контакта с влагой);
  • Разомните его;
  • Нанесите холодную сварку на отверстие и продавливайте ее внутрь;
  • Когда вы будете уверены, что часть сварки находится во внутреннем канале радиатора – снимите остатки с наружной стороны.

Инновационный влагостойкий клей

В этом случае реабилитировать отопление, не сливая воду, у мастера не получится. Если жидкость начала прокапывать на стыке между металлическими секциями, то для устранения этой поломки понадобится ткань, которую нужно пропитать клеем, устойчивым к повышенной влажности и высоким температурам. Когда состав застынет, место протечки будет надежно ликвидировано. Для этих целей лучше покупать универсальный эпоксидный клей.

В видеоролике представлена интересная информация о холодной сварке и ее универсальности:

Последовательность работ

В зависимости от того, насколько серьезная поломка, зависят действия по ее устранению. Так, если течь небольшая, то можно обойтись без отключения батареи от контура, и для ремонта потребуется:

  • Установить под местом поломки емкость на случай прорыва или клеенку с ветошью для сбора воды.
  • Место разрыва или трещины нужно зачистить до основания при помощи троса или наждака. Нужно не просто удалить слой краски, а обнажить сам металл.
  • Обезжирить подготовленное место каким-нибудь растворителем.
  • Если для ликвидации поломки используется специальный клей или эпоксидная смола, то потребуются полоски плотной ткани или бинты. Нанести на них средство и намотать на место разрыва в несколько слоев.
  • В случае использования холодной сварки ткань не нужна.
  • На схваченное герметиком место надевается и закручивается хомут, но важно проследить, чтобы его зажимы были с противоположной стороны течи. Например, трещина образовалась на внутренней стороне радиатора, значит, зажимы будут снаружи, и наоборот.
  • Если поломка серьезная и горячая вода хлещет из батареи, то нужно вызывать аварийную бригаду, а не пробовать остановить утечку самостоятельно без наличия нужных инструментов.

Даже самый качественный ремонт не гарантирует долгой службы устройства. Восстановленные чугунные радиаторы все равно придется менять, и чем скорее это будет сделано, тем безопаснее будет в квартире.

Повязка на основе гипса и цемента

Чтобы разобраться с тем, как отремонтировать поврежденный радиатор, можно задействовать именно эту технологию. Для работы понадобиться приготовленный алебастр, острые ножницы, обычный бинт, емкость для воды, а также цемент. В сосуде нужно заготовить раствор густой консистенции, в который необходимо окунать отрезки бинта. Одна полоска должна быть длиною 35 см. Тщательно пропитанные в алебастре бинты прикладывают к обнаруженному месту протечки. Для достижения максимального результата необходимо наложить сразу несколько слоев. Этот вариант активно используют как начинающие мастера, так и профессионалы.

 Применение универсальной сварки

Благодаря этому аппарату можно устранить абсолютно все следы протекания. Сварка позволяет всего за несколько минут устранить течь в батарее люб ого типа. Мастер может приобрести высококачественную установку в специализированном магазине.

Важно! Классическая сварка отлично справляется с любыми видами трещин и пробоями, за счет чего можно максимально быстро вернуть системе прежнюю герметичность.

Этот вариант пользуется большим спросом, так как результат проделанных манипуляций не боится негативного воздействия влаги и высоких температур. Сварка является одним из самых надежных способов устранения протечек в обогревательной системе. Если ранее человек не сталкивался с таким аппаратом, тогда все манипуляции лучше доверить специалисту.

Разнообразие товаров для заделки дыр в чугунных изделиях

Борьба с трещинами разного диаметра

Устранение таких дефектов имеет свои особенности. Наиболее подходящим вариантом является использование традиционной сварки. Но этот вариант довольно трудоемкий, а также подразумевает факт наличия соответствующего оборудования и минимальных навыков. В качестве отличной альтернативы можно задействовать специальный клей. Предварительно мастеру нужно подготовить проблемный участок батареи. Сам процесс основан на зачистке поверхности и ее обезжиривании.

Подготовленный фрагмент холодной сварки с определенным усилием прижимают к образовавшейся трещине. Этот материал выгодно отличается своим качеством и надежностью, так как в течение нескольких минут он полимеризуется. На застывание сформированного шва уходит 35—45 минут. Уже на следующий день восстановленную батарею можно будет запустить в работу, но после окончания отопительного сезона такое устройство нужно будет заменить, так как такая сварка относится к категории временных ремонтных работ.

Подмотка пробки для лучшей герметизации

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...