Стиль модерн в архитектуре: особенности и примеры с фото

Архитектура модерна в Европе и России – как зародился стиль и как менялся с течением времени? Особенности раннего и позднего модерна, лучшие примеры.

Многоликий модерн

Модерн в архитектуре. Гауди. ИспанияМодерн в архитектуре Испании. Архитектор Гауди. Барселона

Модерн в архитектуре проявился в 19 веке и находился на пике своей популярности с 1890 по 1910. В каждой стране он назывался по-разному:

  • Art nouveau (Ар нуво) — во Франции и Великобритании, Бельгии (Виктор Орта)
  • Макинтош — в Шотландии (Чарльз Ренни Макинтош),
  • Венский Сцессион — в Австрии (Отто Вагнер),
  • Югендстиль — в Германии, Латвии, Эстонии,
  • Модернизм — в Испании (исп. Modernismo catalán; Антонио Гауди),
  • Либерти — в Италии (Раймондо Д. Аронко),
  • Тиффани — в США (Луис Тиффани),
  • Модерн или Современный стиль — в России (Шехтель Ф.О., Клейн Р. И., Фомин И. В.).

Видео демонстрирует прекрасные образцы стиля Модерн в архитектуре:

Особняк Тасселя, Брюссель, 1893-1894 гг.

“Мы должны смотреть на это сооружение как на реликвию; однажды она станет местом паломничества; к нему будут обращаться, чтобы понять архитектуру, которую оно породит”, — писал об особняке Тасселя историк Сандер Пьерон. Его слова стали пророческими: сегодня четырехэтажный дом, построенный бельгийским архитектором Виктором Орта для ученого-математика Эмиля Тасселя, считается первым в мире зданием в стиле модерн. Особняк Тасселя стал абсолютно новаторской для своего времени постройкой и принес известность своему создателю. Орта отказался от традиционного внутреннего устройства дома и предпринял попытку решить пространство по-новому. Помещения в особняке словно “перетекают” друг в друга: в качестве несущей конструкции архитектор использовал металлический каркас, а комнаты расположил на разных уровнях (позднее Ле Корбюзье назовет это свободным планом). Ощущение гибкости пространства достигается не только благодаря планировке, но и за счет плавных изгибов конструктивных и декоративных элементов, в том числе орнамента на стенах.

Зарождение

Модерн зародился на рубеже XIX и XX веков и просуществовал около тридцати лет. Условными временными границами считаются 1890-1910-е годы, однако многие здания позднего стиля были построены и в 1920-х годах.

Слово «модерн» переводится как современный, и это был поистине новый стиль и настоящий глоток свежего воздуха в европейской архитектуре. Его задачей было переосмыслить многовековые архитектурные традиции, используя новаторские методы.

Стремление отречься от старого и создать нечто совершенно новое резонировало с настроением общества 1900-годов, стоявшего на границе старого и нового мира. И также, как и многие события, произошедшие на стыке веков, имели большое влияние на дальнейшую мировую историю, революционный модерн также сформировал новую архитектурную парадигму, обеспечившую появление всех главных стилей XX века: конструктивизм, функционализм и модернизм.

Первым зданием модерна традиционно считается отель Тассель в Брюсселе архитектора Виктора Орта. В особняке были тщательно продуманы все детали как экстерьера, так и интерьера. Здесь были впервые применены методы, впоследствии ставшие фирменными для стиля: арочные окна, натуральный камень и большое внимание к интерьеру, где использовались мозаичные полы, витиеватая решётка лестницы и орнаменты на природные мотивы.

Victor_Horta_Hotel_Tassel-.jpg

Из Бельгии модерн распространился на остальные страны Европы и затем пришёл в Россию.

Название

Модерн был распространен по всей Европе, нет конкретной страны, являющейся прародителем стиля. А это значит, что и общепринятого названия нет — каждая страна называла по-своему.

Стиль модерн в архитектуре2

Общая концепция названий — новый, современный, свободный стиль. От своего языка отошла Россия — у нас его называли Модерн.

Вы наверняка слышали его французское название — ар-нуво. Или американское — Тиффани. Кстати в Великобритании он называется модерн-стайл. Еще популярно немецкое прочтение — югендстиль.

Испания не отличилась фантазией и назвала стиль — модернизмо. Зато Италия — молодец — стиль либерти. Но особенно мне нравится вариант Швейцарии — еловый стиль.

Замок Беранже, Париж, 1895-1898 гг.

В 1894 году молодой французский архитектор Эктор Гимар познакомился с Виктором Орта. Эта встреча произвела на Гимара такое впечатление, что он убедил свою заказчицу, вдову Фурнье, разрешить ему построить здание в стиле ар-нуво. Орта рассказал Гимару о важности стилистического единства экстерьера и интерьера, поэтому архитектор принимал участие в разработке мебели, обоев, декоративных кованых элементов и даже дверных ручек. Вдохновение он искал в природе: изгибы металлических конструкций и орнамент на витражах напоминают извилистые стебли растений. Здание Гимара выбивалось из парижской застройки, и недоброжелатели переименовали его в Castel Dérangé, что означает “сумасшедший дом”. Однако в 1898 году именно эта постройка стала победителем конкурса на самый оригинальный фасад в 16-м округе Парижа.

История стиля

Возник наш Тиффани примерно в 80-х годах 19 века. Первое здание, как считается, построено в 1990-х в Брюсселе (Бельгия). Это Особняк Тасселя.

Стиль модерн в архитектуре3

Но родился модерн после постройки Эйфелевой башни в 1889 году, она считается самой первой постройкой в стиле ар-нуво по которой этот стиль и сформировался.

Далее Тиффани разъезжается по странам, где и обретает свои специфические черты. В Италии, Австрии, Франции модерн утонченный, элегантный. В Германии и США — строгий и монументальный.

Интересный факт! Именно развитие модерна позволило построить первый небоскреб и вообще начать развитие в этом направлении.

Стиль родился из эклектики, дополнил его. И прожил до начала первой мировой войны, после войны его уже сменяли другие стили и вообще направление мысли архитекторов поменялось. Кстати, отдельные дома в стиле модерна строятся до сих пор.

Истоки возникновения стиля

Стремительный рост городов в это время, приведший к колоссальному строительному буму, поставил перед профессиональными архитекторами практически неразрешимую задачу. Возможность использования новых пластичных материалов — железобетонных конструкций, в том числе на базе изогнутого стального профиля, распахнуло новые, совершенно неосвоенные горизонты. Был сформирован запрос на формирование новой эстетики. По сути, речь шла о создании нового мира, а не о реконструкции, или обновлении былой стилистики.
Модерн в архитектуре

Дом сецессиона, Вена, 1897-1898 гг.

В 1897 году в столице Австрии был создан Венский сецессион — объединение прогрессивных художников, обвинявших традиционное искусство в консерватизме и историзме. Уже через год недалеко от площади Карлсплац открылся павильон, в котором участники группировки начали проводить свои выставки. Автором здания стал Йозеф Мария Ольбрих — ученик ведущего австрийского архитектора начала прошлого века Отто Вагнера. Для художников новой волны павильон был храмом истинного искусства, и даже его внешний вид вызывал ассоциации с религиозным сооружением. Рельефное изображение трех горгон над входом символизирует живопись, архитектуру и скульптуру, купол украшен позолоченными листьями лавра — символа триумфа и бессмертия, а на фасаде высечен девиз сецессиона: “Времени — его искусство, искусству — его свободу”. Левее можно увидеть надпись “Ver Sacrum”, что означает “Весна Священная”. Именно так назывался журнал, через который Венский сецессион транслировал свои идеи. Сейчас в павильоне проходят временные экспозиции современных художников, а в одном из залов стену украшает “Бетховенский фриз” Густава Климта, созданный специально для выставки 1902 года.

Фрагмент «Бетховенского фриза» Густава Климта

3. Гостиница Метрополь

Гостиница Метрополь, 1899-1905 гг., Москва, Россия.  Фото: forum.rusfranch.ru.

Гостиница Метрополь, 1899-1905 гг., Москва, Россия. Фото: forum.rusfranch.ru.

Именно Савва Мамонтов задумал построить этот первоклассный европейский отель и объединить его с многофункциональным культурным центром. Он решил объединить в нём смесь магазинов, большой художественный выставочный зал, залы для маскарадов и танцевальных вечеров, зимний сад с ледовым катком, Русский камерный ресторан и Большой оперный театр. В результате отель теперь демонстрирует блестящий синтез искусства под одной крышей и под открытым небом.

Принцесса грёз, Михаил Врубель.  Фото: google.com.

Принцесса грёз, Михаил Врубель. Фото: google.com.

Майоликовые панно появились на фасадах зданий в конце 1900-1901 годов. Самое крупное из них – «Принцесса грёз» Михаила Врубеля. Тема панно взята из поэтической пьесы Эдмона Ростана. Это подходящий выбор, который отражает общее настроение модерна: прекрасная принцесса предстаёт перед умирающим рыцарем. В её лёгком силуэте мы видим черты будущей жены Врубеля – Забелы, которая часто смотрит на нас с его картин.

В 1901 году панно Александра Головина украсили отель. Мы видим и греческие, и египетские мотивы. Головин был театральным художником, и нельзя не заметить игривого, почти карнавального стиля его панно, отлично вписавшегося в здание.

Александр Головин, Орфей, майоликовое панно, 1901 год, гостиница Метрополь, Москва.  Фото: dailyartmagazine.com.

Александр Головин, Орфей, майоликовое панно, 1901 год, гостиница Метрополь, Москва. Фото: dailyartmagazine.com.

Раньше здание окружала тёмная майоликовая полоса со словами Фридриха Ницше: «Опять старая истина: когда строишь себе дом, замечаешь, что чему-то научился». К сожалению, только часть этой надписи ещё можно увидеть.

Переворот в строительстве: новые материалы

С начала времен и до конца XIX века, на вооружении у архитектора и строителя были только дерево и камень. Появление новых материалов, работать с которыми архитекторы еще не умели (стальной профиль, стекло и бетон), привели к временной потере ориентиров. Потребность в новой архитектуре уже была, однако, никто не знал, что именно с этим делать.

Здание в стиле модернПодъем промышленности и расцвет науки стимулировали стремительное развитие ремесел на новом уровне. Знанием и умением обладали именно практики — инженеры, строители мостов, стекольщики. Именно они смогли воплотить в жизнь смелые идеи Модерна, как только те, были сформулированы. И наконец, шальные деньги начала века, предоставили архитекторам полную свободу творчества. Дети первых промышленников, богатейшие заказчики — нувориши, выделяли огромные деньги известным архитекторам, не особо вмешиваясь в творческий процесс. Деньги выделяются под громкое имя, проект ведет один человек. Архитектор не просто проектирует здание, он один полностью курирует все этапы строительства.

Музей югендстиля, Рига, 1903 г.

Здание музея было построено известным латышским архитектором Константином Пекшенсом в стиле национального романтизма — одного из направлений модерна, получившего широкое распространение в Прибалтике и странах северной Европы. Многие рижские архитекторы начала XX века стремились вернуться к истокам и вдохновлялись образами народного искусства, предпочитая ирисам или цикламенам этнографические узоры. Так, для оформления фасадов Пекшенс выбрал традиционный стилизованный орнамент с изображением еловых веток и шишек. Архитектор использовал и один из своих новаторских приемов — проектирование угловой башни. Благодаря внедрению этой практики Пекшенс создал интересное архитектурное решение для пространства перекрестков при застройке новой части Риги. Здание находится на улице Альберта — в районе, который называют заповедником рижского модерна. В одной из квартир дома жил сам Пекшенс, теперь же здесь размещается музей югендстиля (так называют модерн в Прибалтике и Германии). В квартире воссозданы интерьеры начала прошлого века, а в подъезде отреставрирована лестница, которая считается одной из самых красивых в Европе. Предполагается, что потолок над ней расписывал известный латышский художник Янис Розенталс, чья мастерская также располагалась в этом доме.

Витебский вокзал, Санкт-Петербург, 1900-1904 гг.

Царскосельский вокзал стал первым в России — в 1837 году одноэтажное деревянное здание станции построили на железной дороге, соединявшей Санкт-Петербург и Царское Село. Позже его заменили каменным, а в начале XX века академик архитектуры Станислав Бржозовский разработал новый проект вокзала в стиле модерн. Здание соединило в себе черты франко-бельгийского ар-нуво, вдохновленного природными формами, и венского сецессиона с его графичными линиями. В качестве каркаса Бржозовский использовал открытую металлическую конструкцию, и это было новаторским решением для российской архитектуры. Посетителей удивляли и другие технические достижения: например, лифты для багажа.

Царскосельский вокзал, 1906-1907 гг.

Дворец каталонской музыки, Барселона, 1905-1908 гг.

Одним из главных представителей своеобразного каталонского модерна наряду с Антонио Гауди был Льюис Доменек-и-Монтанер. Его ключевой работой считается Дворец каталонской музыки, постройку которого архитектору заказал хоровой коллектив “Каталонский Орфеон”. Причудливые барельефы с растительными мотивами, скульптуры, цветные витражи и мозаика, колонны, отделанные яркой глазурованной плиткой — благодаря обилию форм и фактур внутри здание напоминает райский сад. “Для глаз, не привыкших к архитектуре Барселоны, буйство орнаментов, ничем не контролируемых и лишенных какой-либо логики, кажется подавляющим. И тем не менее здесь прослеживаются принципы рационалистов, в кирпиче и металле ясно выражена структура архитектурной формы”, — писал о дворце историк искусства Тим Бентон. Во Дворце каталонской музыки находится единственный в Европе зрительный зал с естественным освещением, а еще здание считается первым примером постройки с конструкцией навесных стен.

Зрительный зал с естественным освещением

Скульптурная композиция на фасаде Дворца каталонской музыки

Школа искусств, Глазго, 1897-1909 гг.

Новое здание Школы искусств Глазго было построено по проекту Чарльза Ренни Макинтоша — родоначальника британского рационального модерна. Работая над этим проектом на протяжении двенадцати лет, архитектор формировал и развивал собственный узнаваемый стиль. Макинтош вдохновлялся замковой архитектурой Шотландии и при этом уделял много внимания функциональности интерьера — композиция фасада школы соответствовала внутренней организации пространства.

Здание построили из грубо обработанного камня, оно не было перегружено элементами декора, а большие окна с мелкой расстекловкой создавали сходство с образцами промышленной архитектуры. Макинтош интересовался японским и кельтским искусством, и это увлечение нашло отражение в оформлении школы: чугунная ограда напоминала японские гребни, а каменный рельеф над входом изображал кельтское древо жизни. В 2014 году школа пострадала во время пожара, а в 2018 году, всего за несколько месяцев до завершения реконструкции, в здании произошел второй пожар, уничтоживший половину постройки. Сейчас в Глазго ведутся работы по восстановлению школы, которые могут занять до десяти лет.

Главный вход в Школу искусств Глазго

Центральный вокзал, Хельсинки, 1904-1914 гг.

Основоположником финского северного модерна называют Элиэля Сааринена — отца известного дизайнера и архитектора Ээро Сааринена. Одной из ключевых построек Сааринена-старшего считается здание вокзала в Хельсинки, которое он проектировал совместно с Германом Гезеллиусом и Армасом Линдгреном. Монументальное здание выполнено в духе национального романтизма: строгий фасад из розово-коричневого гранита напоминает о северных скалах, а гигантские каменные фигуры, охраняющие вход, отсылают к героям финского эпоса. Сааринен спроектировал железобетонные своды входного вестибюля и поперечных холлов — для его времени это была передовая технология. В башне вокзала можно увидеть сходство с первыми небоскребами США в стиле ар-деко: позже проекты Сааринена действительно оказали влияние на американскую архитектуру 1920х-1940х годов.

Каменные исполины и башня вокзала

Здание вокзала в Хельсинки

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...